Один народ, одна газета, один канал
Идея сокращения числа средства массовой информации, высказанная профильным министром Михаилом Лесиным, отвечает народным чаяниям. И в самом деле: подходит человек к газетно-журнальному киоску или развалу и не знает, что ему выбрать, - в глазах рябит. То ли дело было раньше: "Наука и жизнь", "Техника - молодежи", "Веселые картинки", "Крокодил", "В "Известиях" нет правды, в "Правде" нет известий".
Советский газетно-журнальный и телевизионный рынок, во-первых, рынком не был, во-вторых, был четко структурирован и понятен многомиллионному читателю. Но вот ведь какая штука: советский продовольственный и промтоварный рынок тоже не был рынком и тоже был понятен и структурирован. Потому что выбора особого не было. А принципиальное отличие нерынка от рынка состоит в отсутствии или наличии выбора, основанного на личном желании и личной ответственности потребителя.
Получается, что настаивая на сужении ассортимента СМИ, министр ведет нас обратно к нерыночным отношениям. Сделать это можно только административным или насильственным путем. Что незаконно и даже, не побоюсь этого слова, антиконституционно. Замкнутый круг какой-то. Выходит, что министр может закрыть только государственные СМИ, с которыми и в самом деле может делать все что заблагорассудится, так как собственник этих средств информации - государство. С уменьшением числа рыночных СМИ ничего не выйдет. Если выйдет, то это будет ясным сигналом, свидетельствующим о сворачивании рыночных отношений в экономике и демократии в политике.
Самый серьезный вопрос, от ответа на который зависит представление о том, зачем вообще власть вышла в открытое информационное пространство с идеей уменьшения числа СМИ, - зачем? Зачем это делать? Издавать средство массовой информации на основе законной лицензии и регистрации - личное дело того, кто вкладывается в проект, ждет или не ждет от него возврата экономических или политических инвестиций. Читать, слушать, смотреть - тоже вопрос частной жизни каждого отдельно взятого потребителя, у которого есть к тому же право не читать, не слушать, не смотреть вообще ничего. Причем здесь число СМИ? Какое дело родному Минпечати до частной жизни частных людей? Что за стремление такое зарегулировать эту жизнь, национализировать ее, указывать гражданам, что им читать, а чего не читать?
Поскольку рациональных мотивов в инициативе Минпечати усмотреть не удается, хотя там работают неглупые люди, находящиеся в здравом уме и твердой памяти, вывод может быть очень простым: предложение Лесина следует рассматривать не в плане психического здоровья, а с позиций политических. Уменьшение числа СМИ административными методами может иметь в основе своей только политическую мотивацию.
Вообще последние события позволяют заподозрить Минпечати в чрезмерном рвении в деле угождения интересам - как подлинным, так и мнимым - кремлевской власти. Стоило только каналу НТВ начать выдавать на-гора хотя бы сколько-нибудь талантливые, а значит, по тональности независимые передачи, как у министерства немедленно появилось намерение объявить на его частоту конкурс на производителя чуть более верноподданнических телепродуктов. В последнее время нельзя было не заметить, что четвертая кнопка стала как-то излишне резвиться и много себе позволять. Чего нельзя сказать об экс-мостовских печатных СМИ, которые никогда лишний раз не забывают о необходимости растиражированных заверений в совершеннейшем своем почтении по отношению к кремлевской власти. Потому и занялось Минпечати каналом: нет хозяйственной основы для прекращения безобразия, так будет административная.
На самом деле Минпечати враг не количеству СМИ, а их качеству. Потому что количественное сокращение неизбежно снижает уровень качества на информационном поле. Министерство, как и положено, является злейшим и последовательным врагом всего талантливого, интересного, живого, умного. А отказать ему в чутье на талантливое, интересное, живое, умное никак нельзя. Распознают с десяти шагов. Профессионалы.
Удобство же формулы "Один народ, одна газета, один канал" очевидно. Потребителю не надо мучиться с выбором своей газеты или своего телевидения, а контролировать ситуацию становится во много раз проще. "Вас много, а я одно", - сказало министерство, избрав для себя модель поведения продавщицы в продовольственном магазине. Советском, прошу заметить, магазине.
ИНФОРМБЮРО: Минпечати собирается отозвать лицензию у НТВ
ИНФОРМБЮРО: Судьба ТВ-6
Статьи по теме
Один народ, одна газета, один канал
Минпечати враг не количеству СМИ, а их качеству. Потому что количественное сокращение неизбежно снижает уровень качества на информационном поле. Министерство, как и положено, является злейшим и последовательным врагом всего талантливого, интересного, живого, умного.