Год после убийства Гиренко: следствие хранит молчание
Год назад в Санкт-Петербурге на пороге собственной квартиры был убит известный петербургский этнолог, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН Николай Гиренко. Гиренко был экспертом пркуратуры по делам о межнациональной розни и многократно выступал на судебных процессах по делам РНЕ, "Шульц-88", НРПР и прочих неонацистких и скинхедовских организаций. Убийцы ученого не найдены до сих пор.
Ведущий расследование этого преступления следователь городской прокуратуры Санкт-Петербурга Борис Синдаловский отказался давать корреспонденту Граней.Ру какую-либо информацию о ходе расследования. "Дело находится в производстве", - все, что сказал он.
С самого начала рассматривалось несколько версий убийства. Основная - месть неонацистских организаций. Сразу после убийства было проведено более 30 обысков в квартирах членов подобных организаций, в ходе которых было найдено большое количество литературы националистического содержания. Однако никаких улик, подтверждающих причастность к убийству какой-либо из националистических организаций, обнаружить так и не удалось. Прокуратура также проверяла и версию убийства из хулиганских побуждений. Не подтвердилась и она.
Как рассказал Граням.Ру директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, коллеги убитого ученого убеждены в том, что это убийство - месть со стороны радикальных экстремистских организаций "Шульц-88" и РНЕ. "Убийца – из числа тех организаций, против которых возбуждались уголовные дела, и по которым Гиренко привлекали как эксперта. В большинстве случаев его экспертизы играли решающую роль в признании виновными в разжигании национальной розни", - сказал правозащитник.
По словам Брода, правоохранительные органы лишь первое время предпринимали какие-то действия. "В Москву приезжал следователь, вызывал меня и представителей нашей организации. Он также вызывал на допрос представителей националистических группировок, публично одобрявших убийство Гиренко. Однако никаких обвинений им не предъявляли.
По словам Брода, следователь прокуратуры допрашивал и лидера "Русской республики" Попова, который спустя несколько дней после убийства ученого разместил на сайте своей организации "смертный приговор" Николаю Гиренко. Однако уголовного дела в отношении Попова возбуждено не было, и никаких мер по ликвидации сайта также не принималось.
Незадолго до гибели Гиренко выезжал в Великий Новгород, где выступал в качестве эксперта на суде над тремя членами РНЕ, обвинявшихся в экстремистской деятельности. По словам Александра Брода, Гиренко рассказывал, что члены новгородского РНЕ откровенно угрожали ему убийством. И спустя неделю его убили. Однако какой-либо связи между этим убийством и расследуемым в Великом Новгороде уголовным делом правоохранительные органы также не нашли.
Кроме того, в том же 2004 году ряд радикальных экстремистских изданий, выходящих в Санкт-Петербурге, в частности, "Наше отечество", опубликовали серию оскорбительных статей по адресу Гиренко, в которых прямо призывали к расправе над ученым. Эти публикации появились после того, как Гиренко провел около 10 экспертиз по этим изданиям, в которых доказывал, что они способствуют разжиганию национальной розни.
Два уголовных дела, в которых ученый незадолго до убийства выступал экспертом, все же были доведены до суда. По одному из них уже вынесен приговор. 31 мая суд Великого Новгорода признал виновными в экстремизме трех членов РНЕ. Суд приговорил 20-летнего студента Захарова к 2 годам лишения свободы, 30-летнего рабочего Савельева - к 3 годам, 40-летнего предпринимателя Пекина - к 4 годам. Однако все наказания назначены условно.
Также в Санкт-Петербурге в Ленинском федеральном суде проходит процесс по делу шестерых членов группы "Шульц-88", известной экстремистскими выходками в адрес уроженцев Кавказа, Азии и Африки. На последнем заседании 15 мая эксперты Института русского языка подтвердили выводы Гиренко о том, что в изъятых у подсудимых брошюрах содержится "словесная информация, побуждающая к агрессивным действиям против ряда этнических групп". Заседание продолжится 23 июня.
Именно этот процесс по "делу Шульца" стал последним делом ученого: в июне 2004 года эксперт Гиренко огласил свои выводы, согласно которым самиздатовские журналы "Гнев Перуна", "Made in St-Petersburg" и брошюра "Язычество как духовно-нравственная основа русского национал-социализма" "возбуждают расовую вражду". Позднее один из подсудимых обжаловал в суде эти выводы, и суд решил назначить еще одну лингвистическую экспертизу, которую поручили специалистам Института русского языка им. Виноградова РАН.
Справка
Николай Гиренко
Николай Михайлович Гиренко родился в 1940 году. В 1967-м окончил восточный факультет ЛГУ по специальности "африканистика". Три года работал в Танзании. С 1970 года до самой своей смерти работал в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамере). В 1987 году основал и возглавил Группу по правам национальных меньшинств при городском Союзе ученых. В конце 90-х группа начала активно сотрудничать с представителями юридической общественности, в частности с прокуратурой — разработала методологические пособия для сотрудников правоохранительных органов. Гиренко многократно выступал на судебных процессах как эксперт (в том числе по делам РНЕ, "Шульц-88", НРПР и др.), где шла речь о проявлениях фашизма и национализма.
Аргументы и факты, 17.06.2005
Дословно
Сергей Арутюнов
Я уверен – если бы власти хотели найти убийц, они бы их нашли. Однако я знаю, что среди работников прокуратуры многие симпатизируют идеям неонацистcких организаций, а Гиренко воспринимают чуть ли не как сионистского агента.
Меня неоднократно привлекали в качестве эксперта по национальным и расовым вопросам по различным делам. И я сам видел, как рады бывают сотрудники прокуратуры, когда не удается доказать наличия признаков разжигания межнациональной розни. И как в прокуратуре оказывается давление на экспертов.
Грани.Ру, 17.06.2005
Александр Черкасов
Если свести воедино все нападения последнего времени на правозащитников в Санкт-Петербурге, все они выстраивается в весьма четкую систему. Разгул экстремизма в этом городе каким-то образом связан с ФСБ.
За год до убийства Гиренко было совершено нападение на руководителя питерского "Мемориала" Владимира Шнитке. Следствие не нашло преступников, и тогда правозащитники обратились за помощью к частному детективу. Ему удалось выяснить личности нападавших. Один из них – спецназовец, воевавший в Чечне. Другой - Владимир Голяков, лидер языческой общины "Схорон еж Словен".
Голякова арестовали, но мгновенно появился человек, который пожелал подтвердить алиби подозреваемых. Как ни странно, это был капитан питерского ОМОНа. А доставил в СИЗО бумагу со всеми обстоятельствами "алиби" и данными омоновца майор ФСБ.
Грани.Ру, 17.06.2005
Александр Винников
Убийство Гиренко — в чистом виде показательное. Нам показали, что на "выскочку-ученого", который мешает неонацистам стройными рядами идти к светлому будущему России, попутно расправляясь с инородцами, всегда найдется пуля. На научные аргументы — свинцовые. Показали всем "сомневающимся" и "сочувствующим" — убиваем не только тех, у кого другое цвет кожи или разрез глаз. Убиваем и тех, кто им помогает.
Аргументы и факты, 17.06.2005
Статьи по теме
В 2017 году нам грозит финал
Прошло девять дней после трагической гибели петербургского этнографа Николая Гиренко - ученого и гражданина, активно участвовавшего в борьбе против распространения агрессивной ксенофобии и расизма в российском обществе. Эта печальная дата стала поводом для беседы обозревателя Граней.Ру с московским коллегой Николая Михайловича, членом-корреспондентом Росиийской академии наук, заведующим отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергеем Арутюновым.