Прокуратура: Гиренко убили из-за его общественной деятельности
Прокуратура Петербурга возбудила уголовное дело по факту убийства известного эксперта по национальным и расовым вопросам, старшего научного сотрудника Кунсткамеры Николая Гиренко. Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе прокуратуры города, уголовное дело возбуждено по статье 105 часть 1 УК РФ - "убийство".
Расследованием дела займется прокуратура Петроградского района. Однако не исключено, что это дело передадут в городскую прокуратуру Санкт-Петербурга.
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга Александр Жуков заявил в понедельник, что причиной убийства, по одной из версий следствия, могла стать деятельность Гиренко в качестве эксперта по национальным вопросам. По его словам, среди версий следствие также рассматривает убийство из хулиганских побуждений. Также причиной убийства могло стать участие ученого в качестве эксперта в нескольких судебных процессах, связанных с преступлениями по националистическим мотивам, сообщает REGNUM.
Гиренк был застрелен в субботу днем в своей квартире в Петербурге. Как сообщает "Эхо Москвы", по версии следствия, убийца стрелял через дверь. Рассматривается версия заказного убийства.
В последние годы ученый занимал пост председателя комиссии по правам национальных меньшинств Петербургского союза ученых и в качестве эксперта проводил анализ различных материалов на предмет обнаружения признаков разжигания национальной розни. Гиренко был известен по участию в нескольких громких процессах, в том числе и по делу об убийстве азербайджанца Мамеда Мамедова осенью 2002 года. Тогда на скамье подсудимых оказались трое подростков, в том числе Алексей Лыкин, которого следствие назвало одним из организаторов акции. В ходе судебного процесса прокуратура отказалась от предъявления ему обвинения в убийстве. Суд признал его виновным в возбуждении национальной вражды, однако освободил от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности, сообщает ИТАР-ТАСС.
Гиренко также выступал консультантом по делу экстремистской организации "Шульц-88" (шестерым подсудимым во главе с лидером Дмитрием Бобровым предъявлено обвинение по статьям о возбуждении расовой, национальной или религиозной вражды и организации экстремистского сообщества).
Как сообщил сообщил в эфире "Эха Москвы" адвокат Юрий Шмидт, Гиренко был также приглашен в качестве эксперта по делу против сотрудников Музея Сахарова о разжигании религиозной вражды. По словам Шмидта, отзыв Гиренко был приобщен к делу: "Он добросовестно и принципиально оценил действия православных фундаменталистов, привлеченных в качестве экспертов по делу".
Колокол.Ру - права человека
Справка
Николай Гиренко
Николай Михайлович Гиренко родился в 1940 году в Ленинграде. В 1967 году окончил восточный факультет Ленинградского университета по специальности "африканист". Работал референтом-переводчиком при группе советских специалистов в Танзании и Занзибаре.
С 1970 года он работал в Ленинградском отделении Института этнографии академии наук СССР (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН). С конца 80-х заведовал отделом этнографии Африки. Кроме того, Гиренко занимал должность заместителя директора Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая.
В 1990 году он стал депутатом Петербургского горсовета от движения "Демократическая Россия". По окончании срока депутатских полномочий продолжал научные изыскания и правозащитную деятельность. На базе Дворца культуры имени Кирова Гиренко создал Дом этническо-культурных организаций для этнических меньшинств, не имеющих средств на аренду собственных помещений.
В последние годы занимал пост председателя Комиссии по правам национальных меньшинств Петербургского союза ученых.
Справка
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ГИРЕНКО
Мы снова вынуждены писать эти страшные слова: "пуля наемного убийцы сразила видного общественного деятеля, убежденного демократа и антифашиста". С сентября 1990 года - с убийства протоиерея отца Александра Меня - в нашей стране все продолжается "день открытых убийств". Депутаты, журналисты. Ученый-этнограф, старый "деморосс". В отличие от многих с огромным риском, несмотря на угрозы, совмещал науку с четкой и однозначной гражданской позицией. Приходил в суды и четко доказывал: эта публикация - нацистская, это политическая программа - фашизм в чистом виде. Николай Михайлович как бы возвращал нас на десятилетия назад, когда лучшие представители европейской интеллигенции выходили на передний край борьбы с расизмом и фашизмом. Итог - пуля со смещенным центром тяжести (оружие профессионала). Французским антифашистам приходил конверт с пластитом.
Прокуратура, которая неуклюже преследует сотрудников Музея имени Андрея Сахарова, "за разжигание национальной и религиозной вражды", конечно, обещает найти убийц. Может быть, через три-четыре года киллера-исполнителя и поймают. Но вряд ли сядет на скамью подсудимых тот, кто отдал изначальный преступный приказ. Мода такая наступила: отпускать палачей, убийц и погромщиков. Но эта мода - не случайна. В стране десятки тысяч правых экстремистов, хорошо организованных, даже в суды приходящих с повязками, с эмблемами, очень напоминающими свастику. Но это общая беда развитых стран. Вот активная помощь экстремистам со стороны если не силовых структур, то "тайных клубов" в них - это печальный вчерашний день западных демократий. Но в демократических обществах ультраправые популисты и полуфашисты окружены стеной презрения, ругаемая на все корки политкорректность не позволяет исподтишка дуть на угольки ксенофобии. У нас, напротив, шовинизма, расизм, ксенофобия - почетны и респектабельны. Повсеместное указание на происхождение (разумеется, если не "коренной") правонарушителей в криминальных хрониках. Еле-еле завуалированные оскорбления чужих верований и этнических обычаев в публицистике. Глубокомысленные рассуждения представителей закона: "не будем забывать об этнической преступности". Даже в ходе предвыборной кампании лидеры парламентских партий и блоков позволяют себе откровенно черносотенные лозунги. Все барьеры приличий - давно отброшены
И лишь немногие ученые соглашаются выступить в судах против неонацизма и расизма. Дубинки штурмовиков и эсесовские пули не сгинули вместе с Третьим Райхом. Прокуратура и спецслужбы не будут стараться, пока не поймут - "коричневые" презираемы российским обществом. Они не начнут заниматься этой проблемой всерьез как с угрозой для страны, пока молчит или отделывается невнятными заявлениями государственная власть: президент, парламент, министры. Российское общество не поверит в борьбу интеллигенции с ксенофобией, пока кавказофобия не будет встречать со стороны лидеров общественного мнения такого же отпора, как и антисемитизм.
Мы ждем реакции Владимира Путина, гаранта Конституции, на очередное убийство антифашиста в нашей стране.
Приносим свои соболезнования родным и друзьям Николая Михайловича Гиренко.
Лев Пономарев,
исполнительный директор ООД "За права человека",
cопредседатель движения "Демократическая Россия"
Глеб Якунин,
cопредседатель движения "Демократическая Россия"
Справка
Экспертная деятельность Николая Гиренко
1993 год – экспертиза интервью председателя "Русской партии" Николая Бондарика в газете "Русская речь". Бондарик был оправдан в деле по разжиганию национальной розни, но осужден за убийство.
1993 год – экспертиза публикации "Раздавить черную гадину!" в газете "Наше время" национально-республиканской партии России (НРПР). Редакции вынесено предупреждение.
1994 год – экспертиза статьи Виктора Безверхого "История религии" в журнале "Волхв". Безверхий осужден и амнистирован в связи с 50-й годовщиной Победы над Германией.
1995-1996 годы – экспертиза по уголовному делу в отношении лидера НРПР Юрия Беляева, который привлекался за разжигание национальной розни и организацию массовых беспорядков. Беляев получил год лишения свободы условно и тут же амнистирован в честь 50-летия Победы.
1997 год – экспертиза публикаций в антисемитской газете "Наше Отечество" материалов отставного полковника Евгения Щекатихина. Уголовное дело прекращено в связи с амнистией в честь 50-летия Победы.
1998 год – экспертиза еще одной публикации в той же газете. Прокуратура вынесла редактору Щекатихину предупреждение.
2002 год – экспертиза публикации в газете "Мы – русские", содержащей призывы, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды. Газете вынесено предупреждение.
2002-2004 годы – экспертиза публикаций в новгородской газете "Русское вече". Редактор П. Иванов признан виновным по статье 282 ч. 1 УК РФ ("разжигание национальной розни"). Наказание – запрет заниматься издательской деятельностью в течение трех лет.
2004 год – экспертиза публикаций в журналах Made in St.-Petersburg и "Гнев Перуна", издававшихся лидером экстремистского сообщества "Шульц-88" Дмитрием Бобровым (Шульцем). В настоящий момент дело рассматривается судом.
2004 год. За день до убийства Николая Гиренко появилось сообщение о предъявлении обвинения трем жителям Великого Новгорода в возрасте от 21 до 45 лет по статьям об организации экстремистского сообщества, публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению национальной, расовой и религиозной вражды. В экспертизе по этому делу принимал участие и Николай Михайлович.
Дословно
Юрий Шмидт
(О Николае Гиренко)
Мы были антифашистами, много раз встречались. Приходилось участвовать в обсуждении болезненных для общества вопросов, и я очень его уважал.
Эхо Москвы, 19.06.2004