"Международная Амнистия" призывает российские власти обеспечить справедливое слушание
"Международная Амнистия" пришла к выводу, что дело Михаила Ходорковского и других фигурантов дела "ЮКОСа" имеет значительный политический контекст. Об этом говорится в опубликованном в понедельник заявлении правозащитной организации.
Правозащитники напоминают, что в письмах, направленных в Минюст и генпрокурору России, организация, в частности, выражала обеспокоенность в связи с заявлениями о многочисленных процессуальных и правовых нарушениях в ходе дела Ходорковского и других фигурантов. Так, обеспокоенность "Международной Амнистии" вызвали сообщения об отказе в предоставлении необходимой медицинской опеки в случаях с Платоном Лебедевым, Алексеем Пичугиным и Светланой Бахминой, а также о жестоком обращении с Пичугиным и Бахминой.
Вопросы, вызывающие беспокойство в перечисленных случаях, по мнению правозащитников, свидетельствуют о наличии более широких проблем в системе уголовного правосудия в России. Это, в частности, проблема независимости судей, доступа граждан к правовой помощи, условия содержания под стражей, а также применения пыток и жестокого обращения с целью получения признания.
Высказывая беспокойство по этим вопросам в контексте уголовных дел вокруг "ЮКОСа", "Международная Амнистия" надеется "способствовать соблюдению и укреплению прав человека и международных норм в области справедливого правосудия для всех людей, сталкивающихся с системой уголовного правосудия в России", - говорится в заявлении.
Вместе с тем в своем заявлении "Международная Амнистия" не признает Михаила Ходорковского политзаключенным, ограничиваясь констатацией того, что многие российские "правозащитные организации и отдельные правозащитники считают, что Ходорковский подвергается уголовному преследованию за свою политическую деятельность, включая финансирование политических партий". В этой связи "Международная Амнистия" отмечает, что суд Великобритании недавно заключил, что "преследование Ходорковского скорее политически мотивировано, чем нет".
Вне зависимости от того, имеет ли место в деле Ходорковского политическая мотивация, "Международная Амнистия" призывает российские власти обеспечить справедливое слушание по делам Михаила Ходорковского и его соответчиков и коллег в соответствии с обязательствами Российской Федерации согласно международным договорам в области прав человека, участницей которых является Россия.
Наличие "политических мотивов" в деле Ходорковского "Международная Амнистия" впервые признала в декабре, отвечая на обращение, подписанное Еленой Боннэр, Владимиром Буковским, Натальей Горбаневской, Сергеем Ковалевым, Эдуардом Кузнецовым и Александром Подрабинеком. Однако признать Ходорковского политзаключенным организация не решилась.
В феврале Елена Боннэр обвинила "Международную Амнистию" в отказе от принципов борьбы за права политзаключенных. По мнению Боннэр, непринципиальная позиция правозащитной организации связана с произошедшей в ней сменой руководства. "На смену правозащитникам в секретариат пришли другие люди", - заявила Боннэр в открытом письме в связи с непризнанием статуса нынешних российских политзаключенных.
Как полагает Елена Боннэр, руководство организации не хочет портить свои отношения с Россией.
Справка
Открытое заявление "Международной Амнистии" по делу Ходорковского
"Международная Амнистия" придерживается мнения, что арест и уголовное преследование бывшего главы компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и других лиц, связанных с "ЮКОСом", имеет значительный политический контекст.
Правозащитная организация "Международная Амнистия" признает важность этого дела, в ходе которого сообщалось о многочисленных нарушениях международных норм в области справедливого судебного разбирательства и неоднократно звучала обеспокоенность по поводу состояния здоровья некоторых из обвиняемых. "Международная Амнистия" отмечает широко распространенное среди адвокатов, выступающих от имени подзащитных, среди российских правозащитных организаций и других аналитиков мнение о политической мотивации соответствующих уголовных дел. Организация направила письма в Министерство юстиции и генеральному прокурору Российской Федерации, в которых высказывалась обеспокоенность по ряду вопросов, связанных с арестом, уголовным преследованием и содержанием под стражей Михаила Ходорковского и его партнера по бизнесу Платона Лебедева, бывшего сотрудника отдела безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина, одного из ведущих юристов "ЮКОСа" Светланы Бахминой и адвоката Елены Аграновской. "Международная Амнистия" призвала российские власти уважать взятые на себя международные обязательства в области прав человека в ходе этих дел, включая статью 14 Международного пакта и гражданских и политических правах и статью 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В письмах, направленных в Министерство юстиции и генеральному прокурору, "Международная Амнистия" выразила обеспокоенность по вопросам, включающим сообщения о препятствовании доступу к адвокату и вмешательстве в общение адвоката и подзащитного в случаях с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, закрытый характер судебных заседаний, в частности, по делу Алексея Пичугина, продолжающееся содержание под стражей Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в следственном изоляторе на стадии проведения следствия и судебных слушаний, заявления о недостатках медицинского ухода в случаях с Платоном Лебедевым, Алексеем Пичугиным и Светланой Бахминой, заявления о жестоком обращении с Алексеем Пичугиным и Светланой Бахминой во время содержания под стражей, и содержание Алексея Пичугина в Лефортово, следственном изоляторе, находящемся в ведении Федеральной службы безопасности.
Право на справедливое судебное разбирательство и право не подвергаться жестокому, бесчеловечногму или унижающему достоинство обращению или наказанию являются основными правами человека, и "Международная Амнистия" призывает государства уважать эти права во всех случаях без какого-либо различия. "Международная Амнистия" в прошлом уже излагала – например, в докладе "В поисках справедливости: закон и права человека в Российской Федерации" – вызывающие беспокойство организации проблемы, относящиеся к обеспечению справедливости судебных разбирательств, включая отсутствие независимости судов от испольнительной ветви власти и иные черты судебной системы в России, определяющие отступление от гарантий прав человека и оставляющие права незащищёнными перед лицом нарушений.
“Международная Амнистия” полагает, что вопросы, вызывающие беспокойство в данных случаях, свидетельствуют о наличии более широких проблем в системе уголовного правосудия в Российской Федерации, связаннных с независимостью судей, доступом граждан к правовой помощи, условиями содержания под стражей, а также применением пыток и жестокого обращения с целью получения признания. Высказывая беспокойство российским властям по этим вопросам в контексте уголовных дел вокруг "ЮКОСа", мы надеемся способствовать соблюдению и укреплению прав человека и международных норм в области справедливого правосудия для всех людей, сталкивающихся с системой уголовного правосудия в России.
Российские правозащитные организации и отдельные правозащитники считают, что Михаил Ходорковский подвергается уголовному преследованию за свою политическую деятельность, включая финансирование политических партий. Мы отмечаем, что суд в Великобритании при рассмотрении запроса российского правительства об экстрадиции Дмитрия Маруева и Натальи Чернышевой недавно пришел к заключению, что "представляется более вероятным то, что преследование г-на Ходорковского скорее политически мотивировано, чем нет". В то время как Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) не пришла к однозначному выводу по поводу того, что составляло политическую мотивацию в этих делах, мы отмечаем то, что ПАСЕ сделала заключение, что "обстоятельства ареста и судебного процесса над руководителями "ЮКОСа" позволяют сделать вывод, что вовлеченность государства в эти дела выходит далеко за рамки исполнения уголовного судопроизводства, а имеет целью, в том числе, ослабление открыто выражавшего свое мнение политического оппонента, запугивание других состоятельных лиц и возвращение себе контроля над стратегическими экономическими активами". Безусловно российские правозащитники отметили определенное "похолодание" в сфере свободы слова и политического плюрализма в России в результате уголовного преследования этих людей.
Тем не менее, вне зависимости от того, имеет ли место политическая мотивация или нет в случае с выдвинутыми обвинениями, российские власти должны обеспечить справедливое слушание по делам Михаила Ходорковского и его соответчиков и коллег в соответствии с обязательствами Российской Федерации согласно международным договорам в области прав человека, участницей которых она является.
11.04.2005
Справка
Обращение участников Инициативной группы "Общее действие" в Организацию "Международная Амнистия"
Правозащитники, представители гражданского общества уже неоднократно обращались в Организацию "Международная Амнистия" с просьбой признать политическими заключенными всех, лишенных свободы в связи с делом компании "ЮКОС" и, в первую очередь, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Алексея Пичугина и Светлану Бахмину. В последнее время стало известны новые доказательства политически мотивированного преследования в деле "ЮКОСа", и "показательного", совершено в сталинском духе, характера судебных процессов.
В этом ряду:
- скандальное заявление советника Президента Путина Игоря Шувалова о показательном характере преследований Ходорковского и Лебедева (ранее политический характер дела "ЮКОСа" публично признал депутат Госдумы Александр Хинштейн из пропрезидентской фракции "Единая Россия");
- публичные заявления прессе гособвинителя Камиля Кашаева о предопределенности приговора Алексею Пичугину и причастности к делу Алексея Пичугина отца Михаила Ходорковского - Бориса Ходорковского;
Яркими примерами демонстративно-репрессивного характера процессов, связанных с делом "ЮКОС" являются:
- приговор, по очень сомнительным и только косвенным основаниям, к 20-летнему сроку заключения Алексея Пичугина;
- требование государственным обвинением 10-летнего заключения Ходорковскому и Лебедеву, несмотря на то, что им вменяют преимущественно экономические правонарушения, а главный эпизод обвинения (нарушения закона при приватизации компании "Апатит") исключено из обвинения за истечением срока давности;
- незаконные требования органов юстиции о дисциплинарном наказании защитников Пичугина;
- синхронизированный выплеск на основных телеканалах "разоблачительных" материалов, сделанных в связи с делом "ЮКОСА", которые сделаны по советскими пропагандистским лекалам.
Кроме того, решением Лондонского магистратского суда был признан политический характер дела "ЮКОС".
Мы убеждаемся, что каждый день промедления с признанием осужденного Алексея Пичугина, находящихся под судом Михаила Ходорковского и Платона Лебедева и арестованной Светланы Бахминой "политическими заключенными" создает реальную угрозу расширения преследований. Поэтому мы призываем немедленно признать за ними этот статус, как жертв организованного показательного политического процесса.
Мы просим учесть ту важную роль в деле "Сахаровского центра", которое сыграло своевременное заявление "Международной Амнистии" о готовности признать подсудимых "узниками совести".
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Юрий Бровченко, Владимир Ойвин, Общественный фонд «Гласность»;
Павел Башкиров, правозащитник;
Светлана Ганнушкина, Комитет гражданское содействие;
Лидия Графова, Форум переселенческих организаций;
Анна Каретникова, Антивоенный клуб;
Лев Пономарёв, Движение "За права человека";
Юрий Самодуров, Музей и общественный центр имена Андрея Сахарова;
Александр Черкасов, Правозащитный центр "Мемориал";
Эрнст Черный, секретарь общественного комитета защиты ученых,
Коалиция "Экология и права человека";
Алексей Яблоков, Центр экологической политики России;
о. Глеб Якунин, общественный комитет защиты свободы совести
4 апреля 2005 года
Справка
Открытое письмо Елены Боннэр
Сегодня группа деятелей российской науки и культуры опубликовала письмо, в котором обращается к международным правозащитным организациям, и в первую очередь к "Международной Амнистии", с призывом о признании Михаила Ходорковского политическим заключенным.
В декабре прошлого года об этом же была резолюция Всероссийского Гражданского конгресса. Еще раньше с таким же призывом к "Амнистии" обращались несколько правозащитных организаций России, многие правозащитники и я в их числе. Однако кроме обещания следить за судебным процессом никакого ответа мы не получили.
В прошлые советские времена эта организация нам доверяла. И изменились не мы, и не рядовые члены "Амнистии", но ее руководство. На смену правозащитникам в секретариат пришли другие люди. Недавно на мой недоуменный вопрос, что же там происходит, один американский политик (который просил не называть его имени), объяснил мне. Все до смешного просто. Нынешний генеральный секретарь этой организации (из семьи дипломатов и сама в прошлом дипломат) надеется стать первой женщиной - генеральным cекретарем ООН. А для этого, прежде всего, надо не осложнять отношения с российской властью. И "Международная Амнистия" - организация не политическая, а правозащитная - по такому частному поводу отходит от своей миссии, когда-то четко воплощенной в трех лозунгах, равно обращенных к правительствам всех стран на планете: "Свобода узникам совести", "Долой смертную казнь", "Нет пыткам".
Так что нам, наверное, надо перестать надеяться на "Амнистию" не только в деле Ходорковского и других обвиняемых по делу "ЮКОСа", но и в других уже прошедших судебных политических процессах и, судя по тенденции развития басманного правосудия, во многих еще предстоящих. Доверять собственному выбору. И исходя из этого думать об организованной, регулярной помощи семьям новых, сегодняшних, узников совести.
В США в 1998 году был основан и зарегистрирован Фонд "Благодарность" (The Gratitude Fund), миссией которого является помощь ветеранам борьбы за права человека в бывшем Советском Союзе и их семьям. Совет директоров фонда - бывшие советские политзаключенные: Владимир Буковский (Великобритания), Эдуард Кузнецов (Израиль), Юрий Федоров (США). Президенты - Александр Гинзбург (посмертно) и Юрий Ярым-Агаев (США), до эмиграции член Московской Хельсинкской группы.
Мне представляется, что этот фонд мог бы взять, если директора его примут соответствующее решение, опеку над новыми политзаключенными. У него для этого есть серьезные основания:
1. Он уже зарегистрирован, а это долгий и сложный процесс.
2. Он недоступен российской власти и подотчетен только законодательству о благотворительных организациях США.
3. Все доноры по законодательству США имеют право списать с налогов свои взносы в фонд.
4. И последнее, но важное. У фонда нет оплачиваемых сотрудников, на которых во многих подобных организациях идет значительная часть собираемых средств.
Когда-то семьям ПЗК мы собирали по трешкам и пятеркам. Потом Солженицын основал свой фонд, и наши трешки и пятерки шли добавлением к нему, чуть позже был основан Фонд помощи детям политзаключенных. И группы "Амнистии" в разных странах опекали наших узников совести и их семьи. Потом мы все расслабились на полтора десятка лет. Но уже сегодня нашей помощи ждут семьи Данилова и Сутягина, Трепашкина и Муртазалиевой и многих (еще не сотни, но уже десятки) других. И семьи фигурантов "ЮКОСа", возможно, пока не нуждающиеся в финансовой поддержке, тоже ждут от нас внимания и человеческого тепла. Значит, пришла пора собирать камни. И если у нас не будет своего Майдана (а боюсь, не будет, и не только потому, что Церетели застроил своими страшилками лучшую и самую просторную площадь столицы), то можно готовить наши компьютеры (а у кого их нет – чистить старые пишмашинки) ко времени , когда "Эрика берет четыре копии".
Пока оно еще не пришло - это новопутинское время - прошу Грани.Ру, "Новую газету" и Washington ProFile опубликовать это письмо, обращенное и к директорам фонда "Благодарность" и к будущим донорам – нашему гражданскому обществу.
Елена Боннэр
22 февраля 2005 года