Суд вновь отказался отпустить Лебедева
В Мещанском суде в четверг начнется рассмотрение по существу дела Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова. Начнется заседание с оглашения обвинительное заключение по делу бывшего гендиректора АОЗТ "Волна", начатое накануне. Именно через компанию Андрея Крайнова, считает следствие, обманным путем приобретались акции ОАО "Апатит".
В среду в зале суда побывал корреспондент Граней.Ру. По его данным, большая часть заседания была посвящена рассмотрению ходатайств защиты главы "МЕНАТЕПа". Адвокат подсудимого Константин Ривкин огласил ходатайство о том, чтобы прокуратура представила доказательства того, что в случае изменения его подзащитному меры пресечения тот действительно будет чинить препятствия следствию или скроется. В ответ на это представитель прокуратуры заявил о том, что "на предварительном этапе следствия никаких доказательств не требуется, но они будут предоставлены по ходу следствия". Более того, прокурор Дмитрий Шохин назвал ходатайство "абсурдным", после чего судьи отказали защите в его удовлетворении.
Кроме того, защита заявила новое ходатайство о проведении независимой медицинской экспертизы Платона Лебедева. В частности, адвокат Евгений Бару вновь предъявил заключение независимого эксперта из Великобритании, доктора медицины. Он сделал вывод о том, что у Лебедева очень серьезные проблемы со здоровьем, есть подозрения на цирроз печени. Кроме того, защита потребовала предоставить независимым экспертам медицинскую карту Лебедева, огласить сведения о том, кто именно поставил бизнесмену диагноз и обязать руководство СИЗО дать ответ на вопрос, почему просьбы подсудимого об оказании медицинской помощи не раз оставались без ответа. В заклоючение адвокаты объявили о том, что независимое медицинское обследование должно проводиться при участии сотрудников международной организации "Врачи без границ".
Ходатайство о проведении медицинского обследования состояло из четырех пунктов:
1. Требование о том, чтобы суд сделал все необходимые запросы о состоянии заключенного.
2. Документы о состоянии здоровья должны быть предоставлены представителям "Врачей без границ".
3. Требование об освобождении Лебедева из СИЗО на время проведения обследования.
4. Требование о приостановлении следствия на период проведения обследования.
В своем слове Платон Лебедев указал, что он полностью согласен с первым и вторым пунктами ходатайства, которые следует рассмотреть сначала. В случае положительного решения можно переходить к последним двум пунктам. Мнение Лебедева поддержал адвокат Ходорковского Генрих Падва, отметивший, что решение по пунктам 3 и 4 целиком и полностью зависит от решения первых двух. В ответ гражданские истцы заявили о том, что ходатайство представляет собой завуалированную попытку приостановить проведение следствия.
В свою очередь прокурор Шохин заявил о том, что, состояние здоровья Лебедева уже давно признано удовлетворительным, и ничего нового предоставить нельзя. В ответ подсудимый указал, что два месяца добивался осмотра, прежде чем таковой состоялся 2 марта. Но, как выяснилось, осматривали его неспециалисты, кроме того, не последовало никакого курса лечения, после чего 29 марта он отказался от очередных осмотров. "Осмотр - это не лечение", - заявил Лебедев.
В итоге суд отказал в удовлетворении первых пунктов ходатайства, а защита приняла решение временно отказаться от остальных требований. После этого суд принял решение о рассмотрении дела по существу.
Справка
О давлении на Платона Лебедева (заявление правозащитников)
На глазах идет самое бесцеремонное давление на подсудимого Платона Лебедева. Ему постоянно отказывают в возможности получить необходимое специализированное лечение.
Необходимо напомнить, что под стражу глава МЕНАТЕПа Платон Леонидович Лебедев был взят год назад с больничной койки.
Именно быстрое ухудшение здоровья вынудило его отказаться от досконального изучения материалов своего дела перед передачей дела в суд.
Федеральный закон №103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (статья 24) и "Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" (статья 133) указывают на возможность для заключенного проходить лечение в медицинских учреждениях, если этого требует состояние его здоровья.
Степень тяжести и даже опасности для жизни заболеваний Лебедева неоднократно подтверждались авторитетными российскими и зарубежными специалистами. В конце декабря 2003 г., во время слушаний в Басманном районом суде, судья был даже вынужден вызвать к Лебедеву "скорую помощь".
Свое заключение "об удовлетворительном характере" состояния Платона Лебедева суд сделал на основании заключения от 2 марта, т.е. четырехмесячной (!) давности. В этот день в "Матросской Тишине" состоялся консилиум. Врачи рекомендовали Лебедеву пройти обследование у специалистов разного профиля для назначения необходимого лечения, а также соблюдать диету.
По заключению такого крупного специалиста, как доктор Джон Джерард О'Грейди (консультант лондонского Института исследования печени), который изучил последние медицинские данные Лебедева, – его диагнозы очень тревожные, состояние здоровья постоянно ухудшается, при отсутствие квалифицированной помощи врачей не исключен летальный исход. К сожалению, эти печальные выводы подтверждаются наблюдениями адвокатов, отмечающих негативную динамику состояния Платона Лебедева.
Очевидно, что в условиях тюремной больницы Платон Лебедев не может получить необходимое лечение, что отказ в нем – это одна из форм незаконного давления на подсудимого, фактическое истязание его, настоящая пытка.
Однако администрация СИЗО №77-1 проигнорировала рекомендации консилиума и ходатайства защиты. Крайне необходимые Лебедеву врачебные процедуры и обследования проведены не были. Более того, 29 июня Лебедева перевели в общую камеру. Мещанский районный суд также проигнорировал необходимость обследования Лебедева специалистами и получение им жизненно необходимого курса лечения.
Таким образом, очевидно, что тюремщики и судьи совместными усилиями создали для Платона Лебедева пыточные условия, реально грозящие ему инвалидностью и даже угрожающие его жизни!
Этим бесчеловечным действиям у нас есть только одно объяснение: содержание тяжелобольного Лебедева под стражей – способ давления и на него, и на компанию "ЮКОС".
Мы требуем, чтобы в соответствии с российским законодательством и обязательствами нашей страны перед Советом Европы, Платон Леонидович Лебедев немедленно получил доступ к квалифицированной медицинской помощи, в условиях оборудованного лечебного учреждения.
Мы убеждены, что в защиту священных прав человека – на жизнь и на правосудие - суд должен изменить меру пресечения Платону Лебедеву на не связанную с пребыванием в тюрьме - для немедленного независимого медицинского обследования и полноценного лечения.
Мы настаиваем на прекращении истязания Платона Лебедева – оно позорит российскую юстицию.
Андрей Бабушкин, Комитет "За гражданские права"
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова
Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие"
Лев Левинсон, эксперт Института прав человека
Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека"
Юрий Самодуров, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести