статья Из зала - не сюда

Владимир Абаринов, 15.01.2004
Здание суда в городе Александрия, штат Вирджиния. Фото с сайта www.rjagroup.com

Здание суда в городе Александрия, штат Вирджиния. Фото с сайта www.rjagroup.com

В федеральном окружном суде в Александрии, штат Вирджиния, продолжаются слушания по делу Александра Конаныхина. Суд решает вопрос о правомочности ареста бывшего российского банкира, а ныне американского предпринимателя и его жены Елены Грачевой агентами иммиграционного ведомства при попытке покинуть страну.

Из показаний представителя Министерства юстиции США Билла Ховарда явствует, что, по мнению этого ведомства, Конаныхин нарушил условия соглашения, заключенного им с иммиграционными властями в 1997 году. Соглашение позволяет ему оставаться на территории США до тех пор, пока судебная тяжба о предоставлении Конаныхину политического убежища не будет завершена. По мнению адвокатов Конаныхина, коль скоро их клиент не исчерпал своих процессуальных возможностей, депортации он не подлежит и право на пребывание в США сохраняет.

Александр Конаныхин был арестован и заключен под стражу в июне 1996 года, но не "за нарушение визового режима", как сообщали некоторые СМИ, а за то, что в своем обращении с просьбой о виде на жительство он якобы сообщил иммиграционным властям ложные сведения. В таких случаях податель обращения подлежит депортации. В ответ Конаныхин и Грачева подали прошения о предоставлении им политического убежища, в которых утверждали, что в России им угрожает расправа со стороны коррумпированного государственного аппарата и сросшейся с ним мафии.

В сентябре того же года суд первой инстанции счел аргументы Конаныхина неосновательными. При этом суд руководствовался исключительно буквой закона, в котором сказано, что на политическое убежище может претендовать лицо, подвергающееся у себя на родине преследованиям по расовому или религиозному признаку или за свои политические взгляды. Суд постановил подвергнуть Конаныхина принудительной депортации; Елене Грачевой предлагалось "добровольно" покинуть США. Супруги обжаловали это постановление, а в апреле 1998 года подали новые прошения об убежище, в которых учли требования закона.

В декабре 1998 года начались слушания по апелляции. Конаныхину и его адвокатам удалось на этот раз собрать убедительные доказательства того, что уголовное дело, возбужденное против него Главной военной прокуратурой, есть не что иное, как политическая репрессия. Суд принял во внимание вакханалию заказных убийств непокорных бизнесменов в России, заключение независимой американской экспертизы о том, что некоторые документы дела Конаныхина фальсифицированы, и многое другое. Большое впечатление на суд произвели показания бывшего сотрудника Службы иммиграции и натурализации Антуанетты Рицци, которая рассказала, что получила от начальства указание вести дело к депортации в Россию, что бы ни гласил закон. В итоге в феврале 1999 года прошения Александра Конаныхина и Елены Грачевой о политическом убежище были удовлетворены и дело закрыто.

Параллельно с основным делом Конаныхин успешно провел и другое: просидев за решеткой 13 месяцев, он вчинил Министерству юстиции США иск о неправомерном заключении под стражу. В августе 1997 года ответчик согласился выплатить в качестве компенсации 100 тысяч долларов. Решение же по основному делу было обжаловано. В ноябре 2003 года апелляционная коллегия по иммиграционным делам Министерства юстиции заключила, что никакое преследование по политическим мотивам Конаныхину в России не грозит. Он и его жена были лишены статуса политических беженцев. Приказ о депортации снова вступил в силу. Однако, по условиям упоминавшегося выше соглашения 1997 года, этот приказ не мог быть исполнен до исчерпания Конаныхиным всех предусмотренных законом возможностей. Конаныхин направил апелляцию в федеральный окружной апелляционный суд в Ричмонде, Вирджиния. Это дело еще дожидается своего срока.

Новый этап этой истории, начался 18 декабря прошлого года, когда Конаныхин и Грачева были арестованы при попытке переехать из США в Канаду. Тот факт, что посольство РФ в Вашингтоне оказалось не готово к их немедленной депортации в Россию, указывает на то, что никакого российско-американского сговора насчет судьбы супругов на межправительственном уровне скорее всего не было. Тем более странно выглядит рвение сотрудников правоохранительных органов, которые уже после неудачного визита в посольство пытались отправить арестованных ближайшим рейсом из Нью-Йорка в Москву. Отправить, однако, удалось лишь их багаж: судья Ти-Эс Эллис, к которому спешно обратились адвокаты Конаныхина, остановил высылку, усмотрев несообразность в действиях иммиграционных властей.

Американский закон отнюдь не требует, чтобы нежелательный иностранец был депортирован на родину. Он может выехать куда угодно, а высылать принудительно следует в страну, откуда этот иностранец прибыл в США, меж тем как Конаныхин приехал в Америку из Чехии, а в последний раз въехал на территорию США из Антигуа. И лишь в том случае, если никакое другое государство не соглашается принять его, депортируемое лицо передается стране его гражданства. Объявление Конаныхина в розыск по уголовным обвинениям в данном случае отношения к делу не имеет: между США и Россией не существует договора об экстрадиции, а о каком-либо официальном представлении российского правительства ничего не известно.

На вчерашнем заседании судья Эллис ясно выразил свою позицию. "Я хотел бы надеяться, - сказал он, - что наличие неких обещаний, некой сделки между исполнительной ветвью власти США и российской полицией или должностным лицом, которое желает заполучить г-на Конаныхина, не воспрепятствует тому, чтобы наше правительство уважало условия соглашения, согласно которому ему должно быть позволено завершить процесс подачи прошения об убежище".

Владимир Абаринов, 15.01.2004


новость Новости по теме