Дело об изнасиловании и пытках в свердловской ИК-54 ушло в суд
Прокуратура Свердловской области утвердила обвинительное заключение по делу об изнасиловании и пытках в ИК-54 строгого режима в городе Новая Ляля. Об этом сообщается на сайте регионального надзорного ведомства.
Материалы направлены в Новолялинский райсуд (в публикации ошибочно назван горсудом).
В деле шесть фигурантов, имена которых не уточняются. Один - бывший замначальника ИК-54, остальные пятеро - заключенные колонии. Как ранее передавала "Медиазона", ответственным за пытки в ИК-54 правозащитники и члены ОНК называли замначальника колонии по безопасности и оперативной работе Рафика Зиннатуллина.
В зависимости от вменяемой роли фигурантам инкриминированы пункты "а", "д", "е" части 2 статьи 117 (истязание двух или более лиц с применением пытки, совершенное группой лиц по предварительному сговору; от 3 до 7 лет колонии), пункт "а" части 2 статьи 132 (насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц по предварительному сговору; от 4 до 10 лет), часть 3 статьи 33 - пункт "а" части 2 статьи 132 (организация этого же преступления; санкция та же), пункт "а" части 3 статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное группой лиц по предварительному сговору; до 12 лет), пункты "а", "в" части 2 статьи 163 (вымогательство с применением насилия, совершенное группой лиц по предварительному сговору; до 7 лет) и пункты "а", "в" части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия и причинением тяжких последствий; от 3 до 10 лет колонии).
Согласно фабуле дела, в октябре 2015 года замначальника ИК-54 дал одному из заключенных унизить другого зэка. Указание было выполнено - намеченную жертву изнасиловали.
Годом раньше, в декабре 2014-го, четверо "активистов" - заключенных, сотрудничающих с администрацией, - по поручению фсиновцев подвергли пыткам трех вновь прибывших заключенных, чтобы вынудить их к беспрекословному подчинению тюремщикам. Этих зэков систематически избивали, заставляли подолгу ходить на корточках "гусиным шагом", стоять в "полуприсяде" (на полусогнутых ногах с руками за головой и согнутой шеей), а также мыть тряпкой пол, не сгибая ноги в коленях и тазобедренных суставах.
Кроме того, пострадавших по одному заводили в душевую и притапливали: держа за руки и за ноги, зэкам вставляли в рот резиновый шланг, из которого текла холодная вода, и выливали холодную воду из ведер на голову.
Еще один эпизод - вымогательство денег у одного из вновь прибывших осужденных, который на воле был успешным бизнесменом.
В деле было еще три фигуранта - также заключенные ИК-54. Однако они пошли на сделку с прокуратурой, поэтому материалы в отношении каждого выделили в отдельные производства. Эти дела также направлены в Новолялинский райсуд.
ИК-54 давно имеет репутацию пыточной. В марте 2016 года один из заключенных 4-го отряда колонии вскрыл вены прямо во время проверки, которую проводил член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин. Свой поступок зэк объяснил нежеланием дальше терпеть унижения и издевательства со стороны "активистов". Еще двое осужденных также сообщили об издевательствах и угрозах изнасилованием.
В июне того же года 66.Ru опубликовал свидетельство пострадавшего от изнасилования. "Меня утащили в СУС (старое название ОСУОНа - отряда строгих условий отбывания наказания. - Ред.). Громко играл Rammstein. Раздели догола. Поставили на растяжку. Потом при всех, прилюдно, один меня загнул, другой принес палку. и засунули ее в заднее отверстие. И сказали всем: "Кто будет с ОНК разговаривать - с теми случится то же самое", - сообщил зэк.
Областная ОНК настойчиво добивалась расследования пыток. Два месяца спустя член комиссии Лариса Захарова сообщила, что 11 июля 2016-го было открыто дело.
"Медиазоне" Захарова рассказывала, что пытки в ИК-54 начались в 2014 году, когда ее режим изменили с общего на строгий. В колонию завезли "активистов" из ИК-63 в Ивделе (это колония особого режима, но на ней есть участок строгого). "В 63-ю колонию тоже боятся попасть во всей России, - отмечала общественница. - Этих осужденных спецконтингент называет "гады". Они встречали первые этапы, ломали их. Говорят, трупы вывозили постоянно".
Позже администрация ИК-54 набрала "активистов" уже из других зэков, а тех, кто прибыл из ИК-63, вывезли. Как пояснила Захарова, в ИК-54 эти "активисты" были доставлены в принципе незаконно, поскольку они рецидивисты, а колония рассчитана на впервые осужденных.