Дело Поткина об отмывании денег возвращено в прокуратуру
Судья Домодедовского горсуда Московской области Евгений Ильяшенко на первом заседании по существу вернул в прокуратуру дело бывшего лидера этнополитического объединения "Русские" Александра Белова (Поткина), обвиняемого в отмывании средств казахского БТА-банка. Об этом сообщается в твиттере политика, который ведет его помощник.
Одновременно Ильяшенко продлил Поткину срок домашнего ареста до 11 января 2019 года.
Решение о возвращении дела в надзорное ведомство принято в связи с многочисленными нарушениями, допущенными при составлении обвинительного заключения. На суде прокурор возражал против возврата дела, настаивая, что "неустранимых нарушений" в документе нет, а имеющиеся недочеты возможно устранить в ходе процесса.
Дело поступило в суд еще в конце июня, предварительные слушания прошли 1 августа.
В понедельник Поткин подал в Европейский суд по правам человека жалобу на незаконное лишение свободы и условия домашнего ареста. Политику запрещены прогулки, отправка и получение корреспонденции, пользование любыми средствами связи. Помимо членов семьи общаться националисту можно только с адвокатом.
Поткину вменены часть 3 статьи 30 - пункты "а", "б" части 4 статьи 174 УК (покушение на отмывание денег в составе организованной группы в особо крупном размере). Такое обвинение предусматривает до 5 лет 3 месяцев колонии.
Согласно фабуле дела, политик участвовал в отмывании средств, похищенных у вкладчиков БТА-банка его бывшим владельцем Мухтаром Аблязовым. Ущерб, вмененный Поткину, обвинение оценивает в 300 миллионов рублей.
Поткин полностью отвергает вину. Ранее политик заявлял, что его арестовали, после того как он отказался участвовать в акции против Игоря Коломойского - украинского олигарха и тогдашнего губернатора Днепропетровской области. "Речь шла об организации ликвидации, убийства или лоббировании ареста на территории Франции Игоря Коломойского, - рассказывал националист. - Видимо, поняв, что я не буду участвовать в подобных проектах, меня решили принести в жертву (президенту Казахстана Нурсултану. - Ред.) Назарбаеву".
В апреле предварительные слушания по делу уже прошли в Мещанском райсуде Москвы, однако 24-го числа того же месяца судья Ирина Аккуратова по своей инициативе передала его в Домодедово - там, по версии следствия, Поткин покупал на украденные Аблязовым деньги земельные участки.
Эпизод отмывания денег уже был расследован в рамках одного производства с эпизодами экстремизма, по которым ранее Поткин был осужден. Как утверждалось, отмыванием денег он занялся как раз для получения средств на деятельность якобы организованного им экстремистского сообщества. 24 августа 2016 года судья Мещанского райсуда Альберт Тришкин приговорил Поткина к семи с половиной годам общего режима. Помимо 174-й статьи его объявили виновным по части 1 статьи 282.1 (создание экстремистского сообщества), пункт "в" части 2 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды в составе организованной группы; два эпизода) и части 2 статьи 280 УК (публичные призывы к экстремизму через интернет).
По 282-й статье была квалифицирована публикация двух текстов. Первый - "Проект "Злой казах" о якобы проходившей в Киргизии по заказу Аблязова подготовке к "цветной революции" в Казахстане. Второй - "Ориентировочный план мероприятий по подготовке акции 16 декабря". Доказательств того, что эти тексты написал и распространил Поткин, обвинение не представило.
280-ю статью националисту вменили последней. В основу обвинения лег посвященный политику эпизод документального фильма "Срок", рассказывающего о деятельности несистемной оппозиции.
14 апреля 2017-го Мосгорсуд вернул материалы об отмывании денег в прокуратуру, указав на нарушения при расследовании, а срок политзеку уменьшил более чем вдвое.
Между тем 17 января нынешнего года президиум Мосгорсуда - кассационная инстанция - по представлению надзорного ведомства отменил это апелляционное определение. В то же время решение о возврате в прокуратуру материалов об отмывании денег было оставлено в силе.
Поткина, отбывавшего срок в ИК-4 в поселке Буреполом Тоншаевского района Нижегородской области, вернули в Москву. 4 марта стало известно о смягчении политику обвинения в отмывании денег - первоначально Поткину были инкриминированы пункты "а", "б" части 4 статьи 174 УК (отмывание денег в составе организованной группы в особо крупном размере), ему грозило до 7 лет колонии.
28 марта Мосгорсуд, повторно рассмотрев апелляционную жалобу на приговор, вновь уменьшил Поткину срок до трех с половиной лет, в то же время, однако, ужесточив дополнительное наказание. Запрет политзеку на участие после освобождения в работе общественных организаций был по сравнению с приговором увеличен вдвое - с трех до шести лет. Кроме того, на Поткина наложили двухлетнее ограничение свободы по отбытии срока.
13 апреля истек срок Белова по делу об экстремизме - в этот день он должен был выйти на свободу из московского СИЗО-1 "Матросская Тишина. Однако на прошедших в тот же день предварительных слушаниях по делу об отмывании денег судья Аккуратова отправила его под домашний арест.
В январе в Москве был арестован политтехнолог Петр Милосердов. Ему вменили часть 1 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды) и два эпизода, квалифицированных по пункту "в" части 2 этой же статьи (те же действия в составе организованной группы), а также часть 1 статьи 282.1 УК (создание экстремистского сообщества). Статью 282.1 ему, так же как и ранее Поткину, инкриминировали, обвинив в организации сообщества, ставившего задачей свержение режима Нурсултана Назарбаева в Казахстане. По части 1 статьи 282 Милосердова обвинили за скандирование лозунга "Россия для русских! Москва для москвичей!" на одной из демонстраций националистов еще в 2011 году. Оставшиеся два обвинения тоже были аналогичны обвинениям в деле Поткина и касались публикации в сети двух текстов об акциях против Назарбаева. Политзек скрылся после вынесения Поткину приговора в августе 2016-го, его схватили в Москве с фальшивым паспортом.
20 сентября стало известно, что прокуратура Центрального административного округа Москвы отказалась утвердить обвинительное заключение по делу Милосердова.