новость Дело сочинского рабочего Демерчяна, пострадавшего от пыток, закрыто по амнистии

25.05.2018
Мардирос Демерчян. Фото: "Общественный вердикт"

Мардирос Демерчян. Фото: "Общественный вердикт"

Судья Адлерского райсуда Сочи Евгений Федоров закрыл по амнистии, то есть по нереабилитирующему основанию, дело рабочего-электрика Мардироса Демерчяна, в 2013 году подвергшегося жесточайшим пыткам в полиции, а затем обвиненного в краже и заведомо ложном доносе. О решении, вынесенном в четверг, тогда же сообщил "Кавказский узел" со ссылкой на Юрия Мариковского, адвоката подсудимого.

С инициативой применить к Демерчяну амнистию выступил прокурор (в декабре прошлого года сообщалось, что обвинение поддерживает Михаил Галкин). Рабочий ответил согласием.

Постановление о прекращении дела вступит в силу через 10 дней после вынесения. Обжаловать его рабочий, по словам Мариковского, не намерен.

В июне 2015 года Демерчян, которого тогда защищал фонд "Общественный вердикт", подал в ЕСПЧ жалобу на пытки и саботаж их расследования. В сентябре 2016-го жалоба была коммуницирована.

Как прекращение дела по нереабилитирующему основанию отразится на судьбе дела Демерчяна в ЕСПЧ, Мариковский ответить затруднился. "Не являюсь его представителем в Европе и не знаю, по каким основаниям суд принял там жалобу Демерчяна", - пояснил он.

Сам рабочий был недоступен для комментариев. Как отмечает "Кавказский узел", ранее его жена Лариса Демерчян заметила изданию, что их семье "больше не нужна публичность, так как добиться справедливости все равно не получится".

Демерчяну 43 года, у него с женой четверо детей. Несколько лет назад он работал на строительстве дома для олимпийских волонтеров. 12 июня 2013 года Демерчян и другой рабочий, Сергей Крбашян, уволившись из "Охотской строительной компании", пришли к бывшему работодателю за расчетом. Оттуда их доставили на склад, а затем - в городской ОП "Блиново" по подозрению в краже со стройки 2 километров кабеля стоимостью свыше 50 тысяч рублей.

В полиции Демерчяна несколько часов подряд подвергали истязаниям, требуя сознаться в преступлении. Рабочему выбили зубы, разбили голову и засунули лом в задний проход. Из полиции он был доставлен в 4-ю горбольницу Сочи в критическом состоянии.

СКР отказался открывать дело о пытках, заявив, будто проверка не подтвердила их применения. Вместо этого против самого пострадавшего возбудили дело по части 1 статьи 306 УК (заведомо ложный донос), предусматривающей до двух лет колонии.

17 декабря 2014 года судья Адлерского райсуда Сочи Александр Якименко приговорил Демерчяна к 300 часам исправработ. При этом из протоколов судебных заседаний исчезли важные показания свидетелей - оперативника, проговорившегося о пытках, и врачей, утверждавших, что рабочему было плохо. Допросить Крбашяна - ключевого свидетеля защиты - Якименко отказался.

Однако 2 апреля 2015-го судья Краснодарского крайсуда Наталья Голышева отменила приговор Демерчяну и отправила дело на доследование.

Между тем позже в том же месяце против Демерчяна возбудили новое дело - именно по обвинению в краже кабеля. Рабочему вменили часть 2 статьи 158 УК (кража с отягчающими обстоятельствами), санкция которой составляет до пяти лет колонии. У Демерчяна была взята подписка о невыезде.

В дальнейшем новое дело против рабочего было объединено в одно производство с делом о заведомо ложном доносе.

Новый процесс Демерчяна продолжался с 11 июля 2016 года. Рабочий около полутора лет отрицал вину. 8 декабря 2017-го он отказался от предложения прекратить дело за истечением срока давности.

Когда на тех же слушаниях прокурор Галкин заявил о том, что одного из ключевых свидетелей - Асылбека Рыскулова, вернувшегося на родину в Киргизию, - найти не удается, судья Федоров не потребовал приложить дополнительные усилия для его розыска. Между тем на следующем заседании, 20 декабря, Федоров поинтересовался у подсудимого, почему полицейские засунули ему лом в задний проход, а не посадили на бутылку, как угрожали.

В январе нынешнего года, после обследования в больнице в Краснодаре, по итогам которого Демерчяну рекомендовали операцию, он начал высказывать суицидальные мысли и попытался покончить с собой. "Болезнь не дает возможности работать на каком-либо производстве вне дома, - рассказывал пострадавший "Кавказскому узлу". - У меня рабочие специальности. Но сейчас я не могу поднимать даже легкие вещи. Не могу нагибаться. Испытываю сильные боли. Кому я нужен в таком физическом состоянии? Выполняю только домашнюю работу - и то с трудом. То есть я никому не нужный инвалид".

Отмечалось, что денег в семье не хватает даже на еду.

Демерчян также признавался, что "очень устал от бессмысленной борьбы с системой".

Из-за попытки самоубийства рабочий около двух месяцев провел в психбольнице. После выписки, 6 марта, судья Федоров по ходатайству прокурора отправил Демерчяна на психэкспертизу.

15 марта стало известно, что семья Демерчяна отказалась от адвоката "Общественного вердикта" Марины Дубровиной, представлявшей интересы рабочего в сочинском суде. Было решено обратиться к адвокату Мариковскому. Между тем "Общественный вердикт" отмечал, что "значительная часть процессов с его (Мариковского. - Ред.) участием закончилась признанием вины подзащитными и особым порядком рассмотрения дел".

Работники "Общественного вердикта" приезжали в Сочи, чтобы встретиться с Демерчяном и объяснить риски, которые повлечет смена стратегии защиты, однако жена рабочего не допустила юристов к нему, сама передав им подписанный мужем отказ от адвоката.

Фонд, однако, заверил, что продолжит представлять интересы Демерчяна в ЕСПЧ. В пятницу "Общественный вердикт" сообщил, что рассмотрение жалобы уже почти завершено и вскоре ожидается решение по делу.

Как передает "Кавказский узел" со ссылкой на Людмилу Демерчян, изменить стратегию защиты было решено после того, как некий "очень влиятельный человек", пообещавший добиться скорейшего завершения процесса. Жена рабочего, однако, еще 15 марта подтверждала, что Демерчян не согласен и не намерен соглашаться на прекращение дела за истечением срока давности. "Мы понимаем, что это повлияет на ход дела в европейском суде, так как это нереабилитирующие основания", - поясняла она.

На слушаниях 24 мая было оглашено заключение психэкспертизы. Медики признали Демерчяна вменяемым. После этого прокурор и выступил с предложением закрыть дело.

25.05.2018


новость Новости по теме