Суд приговорил к срокам от 11 до 13 лет обвиняемых в подготовке теракта в Москве
Московский окружной военный суд в пятницу приговорил к срокам от 11 до 13 лет лишения свободы 15 человек, сообщает Интерфакс. Их признали виновными в подготовке теракта в столичном кинотеатре "Киргизия" в 2014 году.
Несостоявшийся смертник Артур Маслаков приговорен к 12 годам лишения свободы. Тажипу Махмудову, которого суд признал главой ОПГ, назначено 13 лет заключения. Отбывать наказание 14 подсудимых будут в колонии строго режима. Единственная женщина из ОПГ приговорена к 11 годам колонии общего режима.
По версии следствия, участники ОПГ спланировали в период с 1 по 10 января 2014 года теракт в месте массового скопления людей. Они намеревались использовать самодельные взрывные устройства, так называемые "пояса шахида", с применением поражающих элементов - металлических дюбелей-гвоздей, сообщила ранее официальный представитель МВД Елена Алексеева.
По словам адвокатов, следствие обвинило их подзащитных в том, что они являются членами ячейки запрещенной в России экстремистской организации "Ат-такфир валь-хиджра". В ходе следствия подсудимые вину не признавали. Доказательств принадлежности подсудимых к какой-либо запрещенной организации или наличия умысла на совершение теракта нет, прямых доказательств вины также не имеется, заявляли адвокаты.
В феврале прошлого года сообщалось, что УВД по Восточному округу Москвы предъявило ранее задержанным в столице 14 уроженцам Чечни и Дагестана обвинение по статьям 30 - 205 УК (покушение на теракт). По утверждению следствия, фигуранты дела были связаны с организаторами взрыва автобуса в Волгограде в октябре 2013 года и намеревались совершить взрывы в центре Москвы.
Как сообщалось, обвиняемые собрали арсенал, включающий, в частности, две гранаты РГД-5, две гранаты Ф-1, некоторое количество самодельных гранат, известные как "хаттабки", пояс шахида, тротиловые шашки, большое число детонаторов, электродетонаторы с замедлителем и пистолет. Фигуранты, утверждает полиция, не успели реализовать свои планы лишь потому, что их задержали. При этом в СИЗО находились лишь семеро обвиняемых - остальным семерым избрана мера пресечения, не предполагающая лишения свободы.
Большинство фигурантов дела были задержаны в ноябре 2013 года в ходе полицейского рейда в одну из квартир общежития по улице Наташи Качуевской, находящейся в восточном районе Косино-Ухтомский за пределами МКАД. Заявлялось, что задержанные принадлежат к московской ячейке международной религиозной организации "Ат-такфир валь-хиджра".
Как утверждалось, экспертиза обнаружила на одежде фигурантов, а также образцах их ногтей и волос большое количество октогена и гексогена. Кроме того, говорилось о некоем "изотопном следе", якобы свидетельствующем, что обнаруженная при обыске взрывчатка идентична той, которую использовали для взрыва в Волгограде.
После появления этой информации следствие было поручено столичному главку СКР. Однако после восьми месяцев расследования ведомство не обнаружило в действиях фигурантов признаков терроризма. В частности, не нашлось свидетельств причастности обвиняемых к "Ат-такфир валь-хиджра". Кроме того, выяснилось, что, хотя эта организация в некоторых странах и запрещена, в терактах ее никогда не обвиняли.
В итоге СКР указал, что "в ходе предварительного следствия не получено объективных доказательств о целях хранения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, в том числе, о том, что хранение данных предметов осуществлялось с целью приготовления к совершению террористического акта". В крайнем случае, заключило ведомство, речь может идти лишь об обвинении по статье 222 УК (незаконный оборот оружия и боеприпасов), подследственной МВД.
Тем не менее полиция, продолжив расследование, обвинила фигурантов дела именно в терроризме.
Илларион Васильев, адвокат Махмудова, расценил заявления МВД об "изотопном следе" и следах взрывчатки на одежде как "бред нереальный". "Эксперты говорят, что такие микроналожения возможны при изготовлении, переработке или подрыве боеприпасов. Они там что, всем общежитием пельмени из гексогена лепили в кружок?" - заметил юрист. По мнению Васильева, после того как случился взрыв в Волгограде, "нужна была какая-нибудь показательная и красивая операция по задержанию экстремистов" - этим и объясняется фабрикация дела.