Студенткам, осужденным по обвинению в связах с ИГ, снизили сроки до пяти лет
Верховный суд снизил до пяти лет общего режима сроки студенткам Саиде Халиковой и Елена Аршахановой, осужденным по сфабрикованному обвинению в финансировании "Исламского государства". Об этом сообщает РАПСИ. Снижение оказалось незначительным: Халикова в суде первой инстанции получила 5 с половиной лет, Аршаханова - 5 лет 3 месяца.
В рамках одного заседания рассматривались как апелляционное представление прокурора, так и апелляционные жалобы адвокатов студенток. Прокурор просил для Аршахановой даже большего снижения срока - до 4 лет 5 месяцев. Между тем Халикову он просил приговорить к 7 с половиной годам.
Адвокат Аршахановой поддержал представление прокурора, а также заметил, что у студентки на воле остался малолетний ребенок. В свою очередь, адвокат Халиковой заявил о проблемах со здоровьем своей подзащитной, а также о наличии у нее матери-инвалида. Оба защитника также отметили активное содействие осужденных следствию.
Приговор студенткам вынес 28 декабря 2015 года Московский окружной военный суд. Обеих подсудимых признали виновными по статье 205.1 УК (содействие терроризму). Как Халикова, так и Аршаханова полностью признали вину и выбрали особый порядок рассмотрения дела. Как отмечалось, Халикову так поступить убедил следователь ФСБ, занимавшийся ее делом. Он уверял, что в таком случае студентка получит лишь два года реального срока.
Ранее в день суда стало известно, что мать Халиковой, Разият Исабекова, обратилась к Владимиру Путину с просьбой "лично разобраться" в деле дочери. "Саида больна и не может находиться в условиях тюрьмы, - отмечала Исабекова. - Она должна лежать в стационаре, получать лечение, чтоб болезнь не прогрессировала".
Между тем Халикова, до ареста учившаяся в Астраханской медакадемии, уже с декабря 2014 года заключена в СИЗО-2 центрального главка ФСИН "Лефортово". Как утверждал ее адвокат Сабир Агаев, его клиентка признала вину, чтобы быстрее попасть на лечение: она опасалась лейкемии.
Согласно фабуле дела, Халикова перечислила в фонд, принадлежащий ИГ, 43 тысячи рублей, вырученные от продажи косметического мыла ручной работы, которое она сама же и изготавливала. Агаев, однако, настаивал, что его подзащитная не имела отношения к финансированию ИГИЛ, а стала жертвой обстоятельств. По словам юриста, Дарья Иценкова - глава фирмы, в которой работала Халикова, - исчезла на несколько дней, а затем связалась с подчиненной и потребовала отправить ей 43 тысячи рублей.
Иценкова долгое время жила в Дагестане. Туда она приехала в конце 2000-х годов вместе со своим гражданским мужем Вильямом Плотниковым, бывшим боксером из Тюменской области. Плотников, как утверждалось, приобщился к идеям радикального ислама в Канаде, подданство которой получил. Он был убит в 2012 году в ходе операции силовиков в Дагестане.
В начале ноября сообщалось, что всего в деле о спонсировании ИГ средствами, вырученными от продажи мыла, четыре фигурантки, все уроженки Дагестана. Помимо Халиковой и Аршахановой издание назвало имена Эльвиры Караевой и Полины Атемаскиной. Рассматривались ли уже дела Караевой и Атемаскиной в суде, неизвестно.