Обвиняемые во взрыве в Астрахани после повторного суда получили по 24,5 года
Астраханский облсуд, повторно рассмотрев дело Максима Ибрагимова, Хазира Ханиева и Александра Штурбы, обвиненных в совершении в 2001 году на рынке в областном центре, приговорил каждого подсудимого к 24 с половиной годам строгого режима. Об этом сообщается на сайте Генпрокуратуры.
Все трое были признаны виновными по пункту "а" части 2 статьи 205 УК (теракт, совершенный группой лиц). Ибрагимова также осудили по пунктам "а", "е", "з" части 2 статьи 105 (убийство более чем двух лиц, совершенное общеопасным способом и сопряженное с бандитизмом) и пункту "б" части 3 статьи 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью более чем двух лиц). Ханиева и Штурбу признали виновными в пособничестве в этих преступлениях, вменив им статьи 105 и 111 через пункт 5 статьи 33.
Взрыв, вмененный фигурантам, произошел 19 августа 2001 года на Кировском вещевом рынке. В урне, стоявшей рядом с киоском коммерсанта Магомеда Исакова, сработало безоболочечное взрывное устройство мощностью до 400 грамм в тротиловом эквиваленте. Погибли восемь человек, в том числе двое детей. 61 человек получил ранения, причем пятеро - тяжелые.
В теракте обвинили как трех осужденных в среду, так и Исакова, причем именно он был основным фигурантом дела. Тем не менее в ноябре 2003 года коллегия присяжных Астраханского облсуда оправдала всех четверых по обвинению в теракте. Исаков, Ибрагимов и Ханиев были освобождены в зале суда; между тем Штурба получил два с половиной года колонии по обвинению в незаконном обороте взрывчатки.
При этом сразу после выхода из зала суда Исаков и восемь его родственников были жестоко избиты неизвестными. Двое из этих неизвестных за несколько минут до нападения демонстрировали удостоверения милиционеров.
Верховный суд отменил приговор и вернул дело на новое рассмотрение, однако в декабре 2005 года присяжные облсуда вновь вынесли обвиняемым оправдательный вердикт. На этот раз Верховный суд приговор подтвердил.
Летом 2010 года Исаков был арестован по обвинению в вооруженном нападении и две недели спустя умер в СИЗО-1 "Белый лебедь" в областном центре.
Между тем еще некоторое время спустя Татьяне Царегородцевой - одной из присяжных, вынесших в 2005 году второй оправдательный вердикт по делу о теракте, - было вменено получение взяток от Айшат Исаковой, жены главного фигуранта. Как утверждалось, Исакова передала Царегородцевой видеодвойку, чтобы та "распространила среди других присяжных- заседателей мнение о невиновности Магомеда Исакова", а после вынесения вердикта вручила присяжной 12 тысяч рублей.
В июне 2013 года Царегородцева была осуждена к пяти годам колонии. Сообщалось, что Исакова также получила реальный срок, однако не уточнялось, какой именно.
После того как этот приговор вступил в законную силу, Верховный суд по ходатайству Генпрокуратуры отменил оправдательный приговор по делу о взрыве и вновь направил это дело в облсуд на новое рассмотрение со стадии предварительных слушаний. Слушалось ли дело и в этот раз с участием присяжных, надзорное ведомство не уточняет.