Бастрыкин хочет ввести профессионалов в суды присяжных
Следственный комитет при прокуратуре будет добиваться изменения института суда присяжных, как сообщает "Эхо Москвы", об этом заявил руководитель комитета Александр Бастрыкин на заседании Общественного совета СКП. По его мнению, коллегия присяжных должна наполовину состоять из профессионалов.
Бастрыкин пояснил, что сейчас российские суды присяжных устроены по американской модели, но существует еще европейская модель, когда в состав коллегии входят профессионалы.
Бастрыкин добавил, что с осторожностью относится к судам присяжных, поскольку сейчас они не в полной мере отвечают поставленным задачам.
Также глава СКП поддержал изменения в законодательство, в соответствии с которыми дела о терактах должны рассматриваться не на территории региона, где теракты были совершены. Соответствующие поправки предложил президент Дмитрий Медведев. Он также предложил вывести дела о терактах из компетенции судов присяжных. Бастрыкин отметил, что эти изменения будут особенно полезны для республик Северного Кавказа. Он напомнил, что были случаи, когда там суды присяжных освобождали бандитов из зала суда, после чего бывшие подсудимые совершали новые преступления.
Справка
Вслед за присяжными придет смертная казнь
Всеобщее ликование по поводу постепенного введения института присяжных омрачено ожиданием, о котором не очень любят распространяться сторонники судебной реформы. Отсутствие суда присяжных хотя бы в одном российском регионе до сих пор является единственным обстоятельством, сдерживающим применение смертной казни в России.
Согласно принятым на себя перед Советом Европы обязательствам, Россия должна была ратифицировать протокол номер 6 Европейской конвенции по правам человека, предусматривающий отмену смертной казни в мирное время, а прежде того, ввести мораторий на смертную казнь. Все это надлежало сделать не позже 1999 года. Всего этого не сделано до сих пор.
Протокол номер 6 Госдума прокатила. Президенты, как прошлый, так и нынешний, на ратификации этого документа особенно не настаивали. Вместо введения моратория на смертную казнь президент Ельцин 16 мая 1996 года сделал некий реверанс в сторону Совета Европы — издал указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Указ обязывал правительство подготовить законопроект о присоединении к Протоколу, рекомендовал депутатам парламента уменьшить количество статей УК со смертельным исходом и обязал МВД и Прокуратуру гуманно обращаться с приговоренными к смерти. О прекращении смертных казней — ни слова. На мораторий — ни намека. Штатные пропагандисты тут же сообщили всему миру, что это и есть мораторий на смертную казнь. Многие этому поверили, в том числе и в Европе. Или сделали вид, что поверили.
Применение смертной казни в стране остановил Конституционный суд России, вынесший 2 февраля 1999 года решение, согласно которому смертная казнь не может назначаться судами нигде — ни там, где есть суд присяжных, ни там, где его нет. Ибо все подсудимые имеют равное право на справедливый суд. Это постановление действует и сейчас, и будет действовать до той поры, пока суды присяжных не появятся на всей территории страны.
Александр Подрабинек, ПРИМА