Без следствия
Генпрокуратуру предлагают лишить следственных функций
Генеральная прокуратура может лишиться следственных функций: в ее составе предполагается создать Следственный комитет, начальника которого будет утверждать Совет Федерации по представлению президента, так же как самого генерального прокурора. Как пишут в среду "Ведомости", соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон "О прокуратуре", влекущие за собой такие последствия, уже внесены в Госдуму
Поправки внесли в Думу два члена "Единой России" — Алексей Розуван и Алексей Волков.
По мнению авторов проекта, сейчас прокуратура совмещает функции следствия и надзора, никому не подконтрольна и фактически надзирает сама над собой. Чтобы усилить следствие, надо отделить его от надзора, для этого и внесены поправки.
Депутаты предлагают создать самостоятельную вертикаль — Следственный комитет Генеральной прокуратуры и его управления на региональном уровне, а также в структуре специализированных прокуратур.
Процессуальные полномочия прокуроров урезаются: они лишаются права возбуждать и прекращать уголовные дела, участвовать в предварительном расследовании и давать руководящие указания следствию; им остаются только надзорные функции (как следствие соблюдает закон при расследовании) и поддержание обвинения в суде. За прокурорами сохранится также право изымать дела у одного органа и передавать другому, возбуждать и расследовать дела в отношении самих следователей.
По словам Волкова, инициатива пока не согласована с заинтересованными ведомствами. Как сообщил газете источник в "Единой России”, на неофициальном уровне законопроект уже вызвал ожесточенное сопротивление Генпрокуратуры.
Как отмечает издание, эта идея уже звучала из уст высших российских чиновников. Борис Грызлов, будучи министром внутренних дел, ратовал за создание такого единого следственного комитета. Дмитрий Козак, когда работал замруководителя администрации президента, предлагал отобрать у Генпрокуратуры следствие и передать эти функции в единый следственный орган, а то, что останется от прокуратуры, подчинить Министерству юстиции.
В ноябре 2003 года тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов заявил даже, что этот вариант будет рассмотрен в феврале 2004-го после завершения первого этапа административной реформы, но именно в феврале 2004 года он был отправлен в отставку.