ФСБ не нашла криминала в списке "врагов нации"
ФСБ не обнаружила состава преступления в опубликовании в Интернете списка "врагов нации" с призывом расправиться с людьми, которые в него вошли. Правозащитникам отказано в возбуждении уголовного дела по статьям, карающим за терроризм и публичные призывы к экстремистской деятельности. Об этом заявила Граням.Ру в среду лидер правозащитного комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. Ее имя также присутствует в списке "врагов".
ФСБ не сочла призывы к убийству фигурантов "списка врагов" угрозой национальной безопасности. "Отношение к ним в обществе и общественная оценка их деятельности неоднозначны, а реальное их влияние не общественно-политическую жизнь в РФ незначительно, - говорится в документе. - Данные лица не являются руководителями федеральных общественно-политических организаций (за исключением председателя "Межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал" Ковалева С.А.); не являются руководителями или членами созданных в соответствии с действующим законодательством выборных органов или кандидатами в их члены; не состоят на государственной или муниципальной службе".
"Какой из этого можно сделать вывод? Что незначительных людей можно убивать?" - недоумевает она.
По словам правозащитницы, "сотрудники ФСБ даже не смогли найти провайдера" сайта, где были опубликованы угрозы, а приятель ее сына сделал это "мгновенно". Он написал письмо, и сайт был закрыт.
"Причина отказа в возбуждении уголовного дела очевидна - ФСБ не хочется работать", - сказала Ганнушкина.
В интервью "Эху Москвы" она сравнила отказ в возбуждении уголовного дела на авторов сайта, на котором был опубликован список, с предостережением, которое правозащитное общество "Мемориал" получило из прокуратуры за то, что на своем сайте поместило анализ мусульманских текстов. "Там тексты даже не цитировались, а делалось только утверждение, что они не содержат призывов к насилию", - отметила правозащитница.
В то же время на сайте, где был опубликован список "врагов нации", есть совет "как отравить нищих, подавая им милостыню". "Вот в этом государство не видит опасности, а работа правозащитников представляется ему опасной", - заключила Ганнушкина.
Ранее комитет "Гражданское содействие" обратился в Генпрокуратуру с требованием принять меры по факту публикации открытых призывов к убийству конкретных лиц с указанием их адресов и фотографий, размещенных на одном из фашистских сайтов. Генпрокуратура поручила ФСБ разобраться, содержат ли изложенные нами факты признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 205 ("Терроризм"), 280 ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") УК РФ.
На одном из нацистских сайтов в Интернете был опубликован список "врагов нации", в который вошли журналисты, российские общественные деятели и правозащитники, с открытым призывом расправиться с этими людьми. В материалах были указаны адреса, телефоны и паспортные данные "врагов".
Справка
Из постановления ФСБ об отказе в возбуждении уголовного дела
Заявления содержат сведения о том, что на странице веб-сайта опубликованы материалы, содержащие фотографии, даты рождения, адреса, телефоны, краткую характеристику деятельности Ганнушкиной С.А., Альбац Е.М., Стомахина Б.В., Шайкина П.К., Евстифеевой Л.И., Фрумкина Е.В., Толмацкого К.А. и Ковалева С.А., а также определение их деятельности, как "насаждение в обществе вредоносных и враждебных для коренного населения ценностей, а также подавления растущего русского национального самосознания". Помимо этого, данный материал содержит указание: "адреса... заслуживают самого пристального внимания участников боевых формирований НС Движения... преступления совершены, приговор зачитан... как писал Маяковский: "...ваше слово, товарищ Маузер". Заявителями эти высказывания расцениваются, как публичный призыв к совершению убийства общественных деятелей.
<...>
В ходе проверки: исследован упомянутый сайт, скопировано его содержимое; получены объяснения Белых Н.Ю., Ганнушкиной С.А., Альбац Е.М., Шайкина П.К. и Ковалева С.А.; проведено два специальных психолого-лингвистических исследования указанного текста; оперативными подразделениями УФСБ РФ по г. Москве и Московской области проведена проверка по факту распространения вышеприведенной информации.
В результате установлено, что указанные лица в различной степени занимаются общественно-политической деятельностью, в связи с чем в той или иной мере известны среди своих политических сторонников и интересующихся политикой граждан. Некоторые из них известны среди широких слоев населения, однако отношение к ним в обществе и общественная оценка их деятельности неоднозначны, а реальное их влияние не общественно-политическую жизнь в РФ незначительно. Данные лица не являются руководителями федеральных общественно-политических организаций (за исключением председателя "Межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал" Ковалева С.А.); не являются руководителями или членами созданных в соответствии с действующим законодательством выборных органов или кандидатами в их члены; не состоят на государственной или муниципальной службе.
Призывы, содержащиеся на веб-странице, не обращены к конкретным лицам или членам определенных организаций. Указанная информация не является явным и однозначным призывом к совершению каких-либо действий (в т. ч. – в отношении упомянутых лиц), а также в отношении иных лиц (по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, либо по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы); к возбуждению ненависти либо вражды, унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе; к унижению национального достоинства; к нарушению прав и свобод человека и гражданина, причинению вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением. Восприятие указанной информации, как призывов к совершению убийства является следствием поверхностного, бытового подхода к анализу его содержания.
Материалы, размещенные на данной интернет-странице, содержат призывы к совершению агрессивных, вероятно насильственных, но неопределенных по своему содержанию и характеру действий, причем ее автор допускает различную и неоднозначную реакцию на данную информацию, основанную на имеющихся у читателя убеждениях, не предопределяет характер и метод деятельности лиц, воспринимающих эту информацию. Эти призывы не носят обязательного к исполнению характера и не имеется оснований полагать, что они будут кем-либо рассматриваться в таком качестве.
<...>
Указанный веб-сайт в среде членов экстремистских группировок практически не известен, в число пользующихся среди них популярностью интернет-ресурсов не входит, предназначен для весьма узкого круга осведомленных о его существовании лиц. Поводом к росту его известности стало лишь широкое освещение факта его существования членами антифашистских общественных движений. Реальных оснований полагать, что размещенная на нем информация будет востребована лицами, склонными к совершению преступлений; что ее распространение через данный веб-сайт создает реальную угрозу жизни и здоровью упомянутых лиц и повлечет за собой совершение насильственных действий в отношении них – не имеется.
Дословно
Никита Белых
Мы сейчас решаем вопрос о том, чтобы опротестовать отказ ФСБ в возбуждении уголовного дела. Аргументы, которые привели сотрудники ФСБ, объясняя отказ в возбуждении дела, неправомерны.
Грани.Ру, 15.11.2006
Светлана Ганнушкина
Ответ говорит сам за себя. В ответе ФСБ содержится цитата из угроз: "к этим людям призывается внимание вооруженных формирований национал-социалистов". А ниже сказано, что призывы убийства не направлены ни к какой конкретной организации. Это очевидное противоречие, которое видно тут же.
Далее, там говорится о том, что люди незначительные. И какой из этого можно сделать вывод? Что можно угрожать незначительным людям? Что незначительных людей можно убивать?
Применяется тот же тезис, который применил Путин, оценивая убийство Политковской. Он тоже сказал, что ее влияние было малозначительным.
Ни на какую многозначительность мы не претендуем. Однако хочу сказать, что именно мы инициировали поправки к закону о гражданстве и я полагаю, что наша деятельность все-таки имеет определенное влияние на политическую жизнь страны, если нам удалось добиться изменения основного закона.
Сотрудники ФСБ даже не смогли найти провайдера. Приятель моего сына, который занимается компьютерами, нашел провайдера мгновенно. Он написал письмо, в результате чего сайт был закрыт. Найти провайдера никакой сложности не представляет, однако сотрудники ФСБ не могут сделать даже этого.
Грани.Ру, 15.11.2006