Ходорковского переводят в одиночную камеру
Экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский будет переведен из общежития в одиночную камеру. Об этом заявил Интерфаксу директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрий Калинин.
По его словам, такие меры предприняты для того, "чтобы прекратить все спекуляции относительно осужденного Ходорковского, в том числе об угрозе его жизни". "Там ему будет безопасно", -добавил Калинин.
Адвокат Ходорковского генрих Падва протестует против перевода его подзащитного в одиночную камеру. "Это вопиющая вещь. Это очень большое наказание", - цитирует адвоката РИА "Новости".
По словам Падвы, помещение в одиночную камеру возможно лишь при грубом нарушении закона и является одним из строгих наказаний.
Отвечая на вопрос о недавнем нападении на Ходорковского, директор ФСИН сказал: "По данному происшествию продолжается проверка. Но уже сейчас могу сказать, что сам Ходорковский в какой-то степени спровоцировал эту ситуацию. Не надо слишком сильно приближать, сближаться и привечать молодых осужденных".
По словам Калинина, 22-летний Кучма, отбывающий наказание за кражу, неоднократно уединялся с Ходорковским в комнате отдыха. "Именно после того, как в неположенное время они оба находились в этой комнате, и попал Ходорковский в штрафной изолятор", - пояснил глава ФСИН.
Ранее во вторник отдел Генпрокуратуры в Сибирском федеральном округе сообщил, что дело о причинении вреда здоровью Ходорковского возбуждаться не будет. "(В действиях подозреваемого) усмотрены признаки преступления, предусмотренного статьей 115 Уголовного кодекса РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), - цитирует сообщение РИА "Новости". - Уголовные дела о подобных преступлениях относятся к делам частного обвинения, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Ходорковский заявил о нежелании привлекать к уголовной ответственности подозреваемого. По этим основаниям 17 апреля в возбуждении уголовного дела отказано".
По данным прокуратуры, в ходе доследственной проверки было установлено, что телесные повреждения экс-главе "ЮКОСа" причинил один из осужденных колонии "на почве личных неприязненных отношений", тем самым нанеся ему "легкий вред здоровью".
В ночь на 14 апреля один из осужденных колонии, с которым ранее экс-глава "ЮКОСа" сидел в ШИЗО за употребление пищи в неположенном месте, порезал Ходорковскому лицо. Порез оказался незначительным, поэтому медицинские работники колонии не стали госпитализировать Ходорковского, а только наложили швы.
По словам Тереховой, Ходорковский отказался подавать заявление о привлечении к уголовной ответственности подозреваемого в совершении нападения, так как "считает действия этого осужденного неадекватными".
Комментарий
Комментарий Григория Пасько
В "Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений" (ПВР) сказано, что осужденные имеют право на охрану здоровья и личную безопасность. В случае нарушения режима (а драка или попытка нанести увечье другому зк считается нарушением режима) виновника наказывают: помещают в штрафной изолятор или в строгие условия содержания (СУС). При более серьезных последствиях (убийство, например) в силу вступает Уголовный кодекс: возбуждается уголовное дело, проводится следствие, суд и виновному добавляется срок.
То, что произошло с Ходорковским, - на зонах явление редкое. Потому что "постанова" среди нормальных заключенных такая: все споры должны решаться мирным путем. И только в случае невозможности или исчерпания всех способов допускаются меры покруче. Но о них, как правило, кроме самих участников инцидента никто не знает. Разборки проходят вдали от чужих глаз. Зеки сами в состоянии выяснить свои отношения. Но только в том случае, если виновник инцидента – не засланный казачок, не "кумовская торпеда", то есть – не специально науськанный на провокацию человек, которому что-то за эту провокацию пообещали.
На правильных, не красных, зонах "торпед" вычисляют задолго до того, как случится ЧП. И если тот, к кому подослана "торпеда", ни в чем плохом не замечен, провокация не состоится.
В случае с Ходорковским, очевидно, речь можно вести именно о "торпеде".
К слову, Ходорковский и не мог чего-то требовать в отношении напавшего на него заключенного. Это прерогатива администрации колонии. В ПВР на этот счет сказано следующее: "При возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц он вправе обратиться по данному вопросу с устным или письменным заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения, которое обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Начальник ИУ по такому заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного".
Справка
Заявление адвоката Юрия Шмидта
Относительно последних репрессий и инсинуаций власти.
В тот самый день, когда суд признал незаконным помещение Ходорковского в ШИЗО, администрация колонии бросает Ходорковского в одиночную камеру под предлогом обеспечения его безопасности. Этот предлог явно надуман, потому что основная опасность для Ходорковского исходит именно от власти, в данном случае в лице администрации колонии.
В свете сегодняшних заявлений и действий власти становится очевидно, что нападение заключенного Кучмы на Михаила Ходорковского было спланировано и использовалось как предлог для заключения моего подзащитного в одиночную камеру.
Могу сказать, что еще при первом посещении Михаила Ходорковского в ИК-10, он категорически запретил мне даже намекать на грозящую ему опасность. Михаил Борисович понимал, что даже высказанные адвокатом опасения могут спровоцировать применение против него такой меры, как одиночная камера.
Одиночная камера - это карательная мера, которая применена для физического и психологического давления на Ходорковского. Двух мнений на этот счет быть не может. Напомним также, что отправку Ходорковского в Краснокаменскую колонию глава ФСИН Ю.Калинин объяснял заботой о безопасности Ходорковского, которая, по его словам, именно в этой колонии и будет обеспечена наилучшим образом.
В лучших традициях советской власти предпринята попытка скомпрометировать Ходорковского. Напомним недавнюю историю. Диссиденты объявлялись хулиганами, великого поэта Бродского сделали тунеядцем, все творчество Солженицына сводили к желанию получать огромные гонорары. Великого патриота и великого человека Сахарова обвинили в предательстве интересов страны и чуть ли не в связях с западными спецслужбами. Галину Старовойтову пытались скомпрометировать даже после ее смерти. Краснокаменского священника отца Сергия лишили сана за то, что он назвал Ходорковского политическим заключенным. Теперь же эти гнусные методы используются против Михаила Ходорковского.
Сначала власть пыталась запугать Ходорковского и принудить его к эмиграции. Не вышло. Ходорковский не покинул страну и не прекратил общественную деятельность. Потом его посадили в тюрьму. Но Ходорковский не сломался, а его политическая активность только возросла. С грубым нарушением закона его отправили в одну из самых далеких колоний страны. Но он и там не прекратил борьбу за свои права.
Сейчас власть прибегла к самому гнусному оружию - клевете. Но он выдержит и это.
Пресс-центр Михаила Ходорковского, 18.04.2006
Справка
Заявление адвоката Юрия Шмидта о покушении на Михаила Ходорковского
Как сообщил сам Ходорковский своим адвокатам, в ночь с 13 на 14 апреля во время сна он подвергся нападению. Михаил Ходорковский проснулся ночью и обнаружил, что его лицо в крови. Нападавший на него, сапожным ножом, порезал Ходорковскому лицо.
Позднее при обыске в вещах нападавшего были также обнаружены обычный нож и лезвие. Все эти предметы запрещены к хранению на территории колонии. В настоящее время Ходорковскому на раны уже наложили швы. Отсутствует информация о намерении администрации колонии возбуждать уголовное дело против нападавшего.
Отказ администрации от возбуждения уголовного дела по факту нападения свидетельствует, что вопреки уверениям представителей власти, Ходорковский имеет меньше прав, чем обычные заключенные и отношение к нему крайне избирательно. Не соответствуют истине и сделанные ранее заявления высокопоставленных представителей УФСИНа о том, что в колонии ИК 10, расположенной за 6500 км от Москвы, жизни и здоровью Ходорковского ничто не угрожает.
У защиты Ходорковского нет иллюзий в отношении реальных организаторов преступления и они намеренны добиваться в соответствии законодательством Российской Федерации выяснения всех деталей происшедшего.
Пресс-центр Ходорковского, 15.04.2006