Ужель та самая Татьяна
Со времен Оруэлла известно, как полезно государству управляемое прошлое. Всего десять лет назад никто не спорил с тем, что в Советском Союзе для борьбы с инакомыслием использовалась карательная психиатрия. Сегодня это по меньшей мере сомнительно. И люди, обличавшие преступления психиатров на службе у КГБ, теперь их оправдывают.
Татьяна Дмитриева, бывший министр здравоохранения России, а ныне директор Государственного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, издала ученую монографию под названием "Альянс права и милосердия. О проблеме защиты прав человека в психиатрии". Исследование в значительной мере обращено в прошлое - и похоже, что как раз в этом и состоит его актуальность. Вывод компетентного автора таков: в Советском Союзе вовсе не было "специально организованной и развитой системы использования психиатрии в политических целях".
Что ж, зачистка преступлений советского режима - дело для нашего времени закономерное. И в своем роде характерно, что предаться этому занятию решила именно г-жа Дмитриева. В 1992 году она, находясь на той же должности, что и сейчас, встречала в своем институте его бывшего узника - прославленного борца с коммунистической системой Владимира Буковского. И сумела растопить недоверие бывалого лагерника, найдя простые и проникновенные слова: "Я читала вашу книжку и давно хотела вам сказать: все, что вы написали и о нашем институте, и о спецбольницах, - правда". "Я знаю, она не лицемерит", - добавил диссидент, вспоминая о разговоре с "молодой, миловидной женщиной" (Владимир Буковский. Московский процесс. М.: МИК, 1996, с. 161.) Остается только догадываться, как оценил бы он теперь внешний облик и душевные качества своей тогдашней собеседницы. Всего десять лет прошло - а как изменился человек! Но еще больше изменилось время.
Статьи по теме
Психиатры лечат память
Вячеслав Котов, бывший в 70-х годах главным психиатром Москвы, отвечая на призыв с Запада осудить психиатрические злоупотребления в Китае и Туркмении, заявил: "И на нас возводили ту же напраслину". А главный детский психиатр Минздрава России Владимир Волошин высказался еще определеннее: "Начинает проясняться, что никаких злоупотреблений не было".