История
Статьи
Цензурное овременение
Сама идея подобного рода экспертизы крайне сомнительна. Если бы она практиковалась на Западе, кто дал бы Тарантино снять "Бесславных ублюдков"? Но в случае с фильмом Миндадзе требования эксперта - а фактически цензора - как раз и ведут к очевидной фальсификации истории, продиктованной нежеланием властей лишний раз привлекать внимание к советско-нацистской "дружбе" 1939-1941 годов.
Барельеф другой России
"Серый работник аппарата танка не остановит". Эти слова первого премьер-министра независимой Эстонии Эдгара Сависаара, сказанные на открытии барельефа первого президента независимой России Бориса Ельцина в Таллине, являются своеобразным приговором современному кремлевскому режиму. Режиму, которому нравится насаждать в обществе миф о всеобщей нелюбви к России.
Вырастить монстра
Политическая жизнь в России испытывает сейчас некоторое оживление в связи с местными и региональными выборами. Особенно хорошо заметно это в Москве. Никто не обещает диктатуру и беззаконие. Все обещают демократию и законность. Даже кандидат от коммунистов. Что уж говорить о кандидатах от оппозиции! Но, может быть, стоит рассмотреть кандидатов более внимательно?
Левиафан и фанатик
Маниакальная охота администрации Барака Обамы за разгласителями гостайн наконец-то увенчалась успехом: рядовой Брэдли Мэннинг получил "тридцатьпятерочку". Могучее государство-левиафан закатало по полной юного, наивного, бескорыстного правдолюбца. Отцы-основатели Соединенных Штатов Америки ужаснулись бы такому приговору.
Отдельные достатки
Чаплин – не тот, настоящий Чаплин, в котелке и с тросточкой, а этот, нынешний, местный фрик-идеолог – сказал, что "нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности" и что "именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации". Ну да, ну да. Какие сомнения могут быть?
Руки прочь от народа!
Чистый сердцем народник Илья Фарбер хотел развивать рисованием, музыкой и литературой крестьянских детей. Нельзя! Мало ли чему может научить образованный, умный, гуманный и свободный человек. Знания такого рода опасны. Поэтому жуткий срок, поэтому арестовывали чекисты, давние враги нонконформистов и неформалов. Мы должны сидеть на жердочке в пределах МКАДа. В провинции мы опасны.
Правда торжествует
Итак, зловещее ведомство разжало свои стальные челюсти и выпустило на волю полвека назад изъятую у автора рукопись. Арестованный роман Василия Гроссмана (наконец-то!) вернули. Но кому вернули? Читателю? В том-то и дело, что нет. О том, чтобы роман "Жизнь и судьба" дошел до читателя, позаботились в свое время совсем другие люди. И первым из них был сам его автор.
Параллельная прямота
Иной циник не без сарказма спросит: так что ж, выходит, Мутко хуже Гитлера? Ну что вы, он лучше. Интуитивно просекая опасные исторические ассоциации, он отбрасывает их своими честными, простодушными с виду высказываниями. Теперь никому не придет в голову сравнивать эти две Олимпиады – берлинскую и сочинскую. Достаточно просто послушать непреклонного министра Мутко.
Соловецкие пляски
Единый, как шпицрутен, учебник истории еще готовится, но на пути этой лживой казенщины уже стоит старая, добрая, злая Таганка, переехавшая в Большой. Великий Любимов заглянул в этот навязший у всех в зубах проект своим острым таганским глазом и поставил "Князя Игоря", разнеся в пух и прах не только будущее пособие, но и официозную трактовку "Слова о полку Игореве".
Чекистский крюк и Курская дуга
Основной посыл обоих фильмов: Курская битва была выиграна прежде всего благодаря действиям советской разведки, вовремя выявившей замыслы врага по осуществлению операции "Цитадель". Выходит, что победой на Курской дуге мы обязаны главным образом старшим коллегам дорогого Владимира Владимировича, бойцам невидимого фронта. Между тем в это утверждение верится с трудом.