статья Наука подрывать-2

Андрей Пионтковский, 15.05.2007
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Крупных террористических актов в США до ноября 2008 года не будет. Любительские попытки придурков-энтузиастов вроде албанцев из Нью-Джерси не в счет, хотя и они напоминают нам об огромных резервах джихада как самоорганизующейся сетевой структуры. Слишком устраивают стратегов большого террора политические и идеологические тенденции внутри США, чтобы спугнуть свою удачу ради сомнительного удовольствия убить именно сегодня несколько тысяч американцев. Верю рассказу бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета об отмененном "Аль-Кайдой" взрыве в нью-йоркском метро. Не верю в его объяснение - что, мол, террористы задумали нечто более масштабное.

Нечто "более масштабное" задумали увлеченно занимающиеся выяснением отношений и взаимными обвинениями американские политики. Америка близка к уходу из Ирака, а следовательно, и с Ближнего Востока. Мне уже приходилось напоминать читателям знаменитую фразу Черчилля о том, что на американцев всегда можно положиться в том, что они обязательно найдут правильное решение, но только после того как испробуют все остальные.

Похоже, однако, что последнее из этих остальных - объявленное в начале января наращивание численности американских войск в Багдаде и передача им задачи патрулирования улиц - затянется настолько и вызовет такое отторжение любого военного присутствия в Ираке у теряющего терпение общества, что озабоченные своими электоральными перспективами политики обеих главных партий опровергнут Черчилля.

Вместо правильного решения они примут cамое простое - бегство из Ирака. Нынешний командующий войсками США в Ираке генерал-интеллектуал Дэвид Петреус, написавший толковую книгу о тактике контрпартизанской войны, пытается сейчас реализовать свои рекомендации на практике. Но в его книге рассматривается классическая модель - правительство, которое следует защищать, повстанцы, с которыми следует сражаться, и мирное население, за симпатии которого следует бороться. Ситуация в Ираке намного сложней и абсурдней.

В Ираке у США нет союзника, которого следовало бы защищать как по моральным, так и по прагматическим соображениям, - - кроме курдов - и нет противника, которого следовало бы уничтожать, - кроме структур "Аль-Кайды". И та, и другая цели намного эффективней и с гораздо меньшими потерями достигаются передислокацией части американского контингента в дружественный Курдистан и полным отстранением от суннитско-шиитского конфликта на остальной территории Ирака.

Господь Бог с его неограниченными ресурсами мог бы заняться такими безусловно важными и благородными, но периферическими с точки зрения безопасности Запада задачами, как построение демократии в Ираке или преодоление 14-векового раскола внутри мусульманского мира.

Ограниченные ресурсы Запада должны быть сконцентрированы на гораздо более скромной задаче - сохранении собственной цивилизационной идентичности и защиты ее от радикальных группировок, преследующих глобальные цели.

Чем дольше администрация Джорджа Буша будет медлить с переходом к плану "В", тем больше у американцев будет нарастать ощущение абсурда и требование скорейшего вывода всех войск станет обвальным.

Тем более что в леволиберальных интеллектуальных кругах, господствующих сегодня в американских СМИ, университетах, кинематографе, не просто модным, а обязательным предметом веры является стандартный набор идеологических символов - борьба с глобальным потеплением, поддержка браков гомосексуалистов и ощущение исторической вины перед угнетенными мусульманскими народами.

Так почему бы не поддержать эти прогрессивные настроения парочкой масштабных терактов в разгар избирательной кампании, как это было в Испании? А потому, что Америка - это не Европа. В Америке политкорректное капитулянство перед вызовом исламистов - это главным образом выбор интеллектуалов побережий. Но есть еще срединная, "варварская" Америка, не захваченная доведенной до абсурда идеологией политкорректности и мультикультурности. Теракты вызовут резкий сдвиг в общественном мнении и политической структуре США в пользу этой другой Америки, что безусловно скажется и на результатах выборов президента и Конгресса, и на военной стратегии государства.

Джихадисты будут терпеливо ждать до ноября 2008 года, надеясь обеспечить себе лучшие стратегические и психологические плацдармы для дальнейшей борьбы.

А потом они ударят независимо от результатов выборов. Потому что целью метафизического терроризма является не получение каких-то "уступок" от неверных, а уничтожение западной цивилизации как сатанинской и не имеющей права на существование. И неважно, что эта цель кажется абсурдной и недостижимой. В середине 80-х, когда эти же люди в горах Афганистана сражались с "сатаной номер два", таким же абсурдным и недостижимым казалось уничтожение советской цивилизации.

Тогда это была маленькая кучка фанатиков, финансируемая саудовской королевской семьей и вооружаемая предшественниками г-на Тенета. Лозунг "Мы сокрушили одну из двух сатанинских сверхдержав" привел в их ряды десятки тысяч новых бойцов и миллионы сторонников в мусульманском мире.

Американская "элита" пока еще благоденствует и благодушествует. Высокопоставленный чиновник Всемирного банка сказал мне на днях за обедом: "Я прочел сегодня вашу последнюю статью. А вы не могли бы мне объяснить, что такое джихад?" "Давайте поговорим на эту тему годика через полтора, - ответил я, - после взрыва здания Всемирного банка". Он почему-то обиделся.

Андрей Пионтковский, 15.05.2007