Остров Тайвань-2
Одним из первых значимых внешнеполитических шагов президента Джорджа Буша в 2001 году было заявление о готовности "обеспечивать безопасность Тайваня всеми средствами, включая в случае необходимости и военные". Тогда у власти на Тайване находилось правительство Демократической прогрессивной партии, и оно, естественно, с энтузиазмом восприняло это эаявление. Отношения же США с Пекином находились на нижней отметке после инцидента с американским разведывательным самолетом.
Сегодня, семь лет спустя, кажется, что это было в какую-то другую эпоху. Через несколько дней после победы гоминьдановцев на выборах в китайском городе Гуйян состоялась очередная китайско-американская встреча в рамках "стратегического диалога" на уровне первых замов внешнеполитических ведомств. Американскую сторону представлял опытнейший дипломат Джон Негропонте. Отвечая на вопросы встречавших его журналистов, он заметил, что Тайвань будет одним из пунктов повестки дня на переговорах, потому что "это ключевой вопрос для Китая". "Однако, - меланхолически продолжил он, - после 22 марта, вопрос, кажется, потеряет свою остроту".
У господина Негропонте невольно получился замечательный перифраз знаменитой формулы: "Не будет острова - не будет и проблемы в американо- китайских отношениях".
На официальной пресс-конференции уже после окончания "стратегического диалога" Негропонте, к удовольствию своих радушных хозяев, напомнил, что и президент Буш, и госсекретарь Кондолиза Райс уже не раз называли референдум 22 марта "ошибкой" и "провокацией".
Действительно, США в последние годы не cтесняются в выражениях, осуждая президента Чэнь Шуйбяня, и постоянно выворачивают ему руки, чтобы сделать его посговорчивей с коммунистическим Китаем.
Такая политика американской администрации во многом и предоопределила исход недавних парламентских выборов на Тайване. Пассионарных сторонников независимости или, наоборот, воссоединения с Китаем среди тайваньцев, как это обычно бывает в политике, меньшинство. Большинство же избирателей руководствуются не идеологическими мотивами, а житейскими, прагматическими соображениями.
Если бы США готовились к серьезной геополитической конфронтации с Китаем (как можно было полагать в первые годы президентства Буша), то они рассматривали бы Тайвань как свой гигантский непотопляемый авианосец, холили и лелеяли бы сепаратистское правительство Чэнь Шуйбяня - и тогда совсем другой была бы его политическая судьба. Но тайваньцы видят, что сегодня США относятся к острову скорее как к чемодану без ручки, который неудобно нести и который мешает увлекательной игре с КНР на "Великой шахматной доске", предложенной Збигневом Бжезинским в его знаменитой книге более 10 лет назад. Его модель кондоминиума США и Большого Китая, которые будут вместе определять геополитическую структуру XXI века, многим тогда казалась зкзотической и маргинальной.
Когда США были на вершине своего могущества и влияния, не было оснований делать китайцам фантастические презенты - включение в сферу их влияния Тайваня, Японии, Средней Азии, Сибири. Сегодня, после серьезных неудач США, в атмосфере глубокого раскола и внутреннего мировоззренческого кризиса американской элиты концепция Бжезинского многим в Вашингтоне кажется чуть ли не спасительным выходом.
Бжезинский принимает активное участие в текущей предвыборной кампании в США, являясь бесспорным внешнеполитическим гуру Демократической партии. Возможно, ему до сих пор не дают покоя лавры его вечного соперника - другой стареющей примадонны американской внешней политики - Генри Киссинджера, почти сорок лет назад перевернувшего мировую шахматную доску своей сенсационной поедкой в Пекин, предварившей встречу Ричарда Никсона с Мао Цзэдуном. Падение СССР по большому счету началось именно с этого визита.
Не знаю, насколько откровенно обсуждают свою шахматную партию стороны "стратегического диалога". Но тайваньский дебют они разыгрывают строго по учебнику Бжезинского.
Статьи по теме
Остров Тайвань
Победа Гоминьдана означает победу в умах большинства тайваньских избирателей идеи мягкой "гонконгизации" острова. В сознании гоминьдановской элиты происходят те же процессы, что и в сознании второго поколения белогвардейцев - героев знаменитого романа "Остров Крым".
За Тайванем очередь России
Сегодня учения в Китае вошли в кульминационнную фазу. Высшей точки, кажется, достигли и восторги в официальных СМИ по поводу этого эпохального события. Другую реакцию отыскать трудно. "Грани" предоставляют слово тем ученым, которые не спешат приветствовать боевое слияние Москвы и Пекина.