Остров Тайвань
На фоне беспрецедентно растянутой мыльной оперы американских праймериз и драматических событий в различных горячих точках Большого Cреднего Востока cовершенно незаметно для мировых СМИ прошли парламентские выборы на Тайване. Между тем их результаты чрезвычайно поучительны. Они позволяют сделать важные выводы о тенденциях не только регионального, но и мирового развития.
Вывод первый лежит на поверхности. Находившаяся в оппозиции старейшая китайская партия Гоминьдан, партия Сунь Ятсена и Чан Кайши, одержала оглушительную победу над правящей Демократической прогрессивной партией, завоевав вместе с мелкими союзниками более трех четвертей мест в Законодательном юане.
Гоминьдан - это партия китайских националистов, для которых принцип "одного Китая" так же священен, как для вождей КПК. ДПП - партия, пытающаяся апеллировать к коренным тайваньцам и мечтавшая о провозглашении независимости и будущем вступлении Тайваня в ООН.
Победа Гоминьдана означает победу в умах большинства тайваньских избирателей идеи мягкой "гонконгизации" острова. В сознании гоминьдановской элиты происходят те же процессы, что и в сознании второго поколения белогвардейцев - героев знаменитого романа "Остров Крым". (Кстати, пожелаем его автору скорейшего выздоровления.)
Китайские патриоты, очарованные успехами материкового Китая, его растущей ролью в мире, тянутся к своей большой Родине. Для них гораздо престижнее быть сопричастными к новому взлету Великой Цивилизации, вступившей в цикл "малого процветания", чем быть просто элитой маленького, комфортного, преуспевающего провинциального государства. Кроме того, все труднее становится сформулировать, какие экономические принципы непреодолимо разделяют сегодняшние Гоминьдан и Компартию, а реальные экономики КНР и Тайваня уже неразделимы как сиамские близнецы.
Пекинские вожди так же, как их аксеновские кремлевские собратья, великолепно зксплуатируют эту патриотическую ностальгию островной элиты. Лидеров Гоминьдана приглашали в Пекин, ухаживали за ними, принимали на самом высшем уровне в формате официальных межпартийных связей. В то время как тайбэйское правительство закрывало мавзолей и сносило памятники Чан Кайши, в Пекине партийные делегации произносили сладкие речи об общем революционном прошлом и вместе посещали могилу Сунь Ятсена. КПК, как известно, сформировалась внутри Гоминьдана и отделилась от него только в 1921 году.
А для несогласных с курсом на сближение с материком демонстрировался кулак в виде нацеленных на остров сотен ракет и ограничений в поездках и контактах для рядовых тайваньцев, пока у власти находится неугодное Пекину правительство.
Лидер ДПП, президент Тайваня Чэнь Шуйбянь на следующий день после выборов подал в отставку с поста председателя партии, взяв на себя ответственность за ее провал. 22 марта на Тайване будет избран новый президент, и в тот же день состоится затеянный Чэнь Шуйбянем референдум о членстве Тайваня в ООН. Фаворит президентской гонки, лидер Гоминьдана Ма Инцзю призывает бойкотировать референдум, но и не делает никаких драматических заявлений о той или иной форме воссоединении с материком.
В китайской культуре умолчание красноречивей громких лозунгов. На прошедших парламентских выборах все прекрасно понимали, за что они голосуют. Их результаты свидетельствуют, что большинство тайваньцев принимают курс Гоминьдана - кто с восторгом и энтузиазмом, кто как неизбежную реальность.
Если 22 марта у гоминьдановцев все пройдет по плану, то на ближайшие четыре года они сосредоточат всю полноту законодательной и исполнительной власти. За ними будет и мнение народное. Характерно, что в кулуарах ХVII съезда КПК, состоявшего в октябре прошлого года, довольно уверенно говорили о "воссоединении двух берегов" к 2012 году.
А как на все это реагирует гарант безопасности Тайваня, единственная в мире супердержава - обладающие громадным тихоокеанским флотом США? К этому интригующему вопросу мы обратимся в нашей следующей статье.
Статьи по теме
За Тайванем очередь России
Сегодня учения в Китае вошли в кульминационнную фазу. Высшей точки, кажется, достигли и восторги в официальных СМИ по поводу этого эпохального события. Другую реакцию отыскать трудно. "Грани" предоставляют слово тем ученым, которые не спешат приветствовать боевое слияние Москвы и Пекина.