Штатная ситуация
Неемия, 6:6
Апокалиптические прогнозы профессора Дипломатической академии Игоря Панарина, который со страстью ветхозаветного пророка вещает о скором распаде США, материализовались. Правда, нельзя сказать, что "как по нотам". В панаринские тексты вкрались опечатки.
Слово "сецессия", то есть выход штата из состава страны, в эти дни не сходит с уст американских публицистов-государственников. Острые стрелы критики нацелены на губернатора Техаса Рика Перри, который недавно напомнил Вашингтону о существовании Десятой поправки к Конституции, закрепляющей за штатами и народом все полномочия, не делегированные федеральному правительству.
Поправка отражает своеобразие американского федерализма: исторически не центр делился полномочиями с субъектами федерации, а субъекты добровольно передавали центру некоторые из своих полномочий: чеканку звонкой монеты, оборону, внешнюю политику, сбор подоходного налога. Президент не только ничего не может приказать правительству штата, но даже комментарии президента по вопросам, которые Конституция относит к компетенции штатов, расценивается как недопустимое вмешательство во внутренние дела штата.
Власть в США горизонтальная и потому особо устойчивая. Игорь Панарин считает такое устройство "уязвимым". Но именно такая власть опирается на широкую поддержку народа - в отличие от вертикали, которая без подпорок стоять не может. Каждый штат участвует в выборах президента страны отдельно. Есть штаты, которые нынешнего президента не выбирали.
Сам губернатор, впрочем, слова "сецессия" не произнес ни разу. В нижнюю палату Законодательного собрания Техаса внесен проект резолюции, подтверждающей суверенитет штата. Ее и поддержал Перри. Резолюция гласит, что федеральные законы, требующие от штатов внесения изменений в законодательства штатов под страхом экономических санкций, на территории Техаса исполнению не подлежат.
Как не вспомнить прозорливого Панарина: "Потом Техас, который открыто борется за свою независимость... Губернаторы уже в жесткой форме требуют денег от федерального центра..."
В реальности, а не в воспаленном воображении профессора Техас не требует денег от центра, а наоборот - отказывается от них. Речь идет о средствах, причитающихся на долю штата в соответствии с антикризисным планом Барака Обамы. Рик Перри уже отказался от 550 миллионов долларов, которые федеральное правительство было готово направить в техасский фонд помощи безработным, однако обусловило их получение некоторыми изменениями в законодательстве штата.
Перри полагает, что его штат прекрасно обойдется и без этих денег - суверенитет дороже. "Дайте Техасу править Техасом, - говорил он в недавнем телеинтервью. - Мы здесь работаем неплохо. Наша экономика в хорошем состоянии. 75 процентов рабочих мест, созданных в Америке в прошлом году, созданы в Техасе". И впрямь: уровень безработицы в Техасе - 6,5 процента, а в среднем по стране - 8,5. 15 апреля, в день общенационального протеста против экономической политики Обамы - "Национального чаепития", Рик Перри выступил с речами на пяти мероприятиях и везде имел шумный успех.
Конечно, американский федерализм - не застывшая структура. Федеральный центр и штаты постоянно делят полномочия, занимаются перетягиванием каната, то и дело вчиняют друг другу иски в Верховном суде. В разные исторические периоды соотношение сил меняется - это зависит от конкретных политических обстоятельств. Джордж Буш-младший, сам бывший губернатор, был сторонником суверенитета штатов. Обама хотел бы изменить объем полномочий в пользу центра - его советникам представляется, что иначе с кризисом не справиться, надо унифицировать законодательство по банкам и финансам. Но далеко не все губернаторы с этим согласны.
Существуют ли какие-либо основания говорить об угрозе отделения Техаса? В прошлом попытки отделения разных штатов предпринимались не раз. Самая серьезная из них произошла в 1860 году. На территории США образовалось два государства. Президент Линкольн объявил семь южных штатов в состоянии мятежа. Началась Гражданская война. Многие до сих пор убеждены, что Конфедеративные Штаты Америки имели полное право выйти из состава Союза. Однако своим нападением на форт Самтер южане дали Линкольну формальный casus belli.
Доктрина суверенитета штатов, согласно которой, если центр нарушает Конституцию, штат имеет право забрать обратно все свои полномочия, еще долго оставалась в политическом обиходе, пока в 1940 году Верховный суд не отклонил такое толкование Десятой поправки.
У Техаса особая политическая история. С 1836 по 1845 год он был независимым, международно признанным государством. В состав США Техас вошел в соответствии с результатами референдума. Но вход и выход - разные вещи.
В годы Гражданской войны Техас находился в составе Конфедерации, и правительство штата, остро нуждавшееся в медикаментах и других предметах первой необходимости, продало частным лицам облигации государственного федерального займа. После войны новые власти штата объявили сделку незаконной и потребовали безвозмездного возвращения активов. Тяжба дошла до Верховного суда США, который постановил, что слово "штат" отнюдь не означает "суверенное государство": еще в "Статьях Конфедерации" - документе, определявшем конституционное устройство США до принятия Конституции в 1787 году, - Союз провозглашался вечным.
Так что обратного хода из федерации нет, что подтверждается и текстом Конституции, в которой отсутствует право, имевшееся даже в сталинской Конституции ("вплоть до отделения").
Но все это касается односторонних попыток отделения. При обоюдном согласии выход, вероятно, возможен, хотя и нет никакого закона, описывающего процедуру такого выхода.
Впрочем, губернатор Перри, как уже сказано, отделяться и не собирается. Речь идет просто о разном понимании природы кризиса и способов борьбы с ним. Но ретивые комментаторы, которых Господь наделил усердием не по уму, упрямо твердят о "сепаратизме" и "антиамериканизме" губернатора. Видно, Панарина начитались.
Статьи по теме
Без сахара
На сегодня назначена самая масштабная после вступления в должность Барака Обамы акция протеста против его политики. Она называется "Национальное чаепитие" и направлена против непомерного роста расходов правительства, связанных с реализацией антикризисного плана, и против бесконтрольного и бессмысленного разбазаривания средств.
Народ для разврата собрался
Праздника жаждет душа. Праздника. Унижения ненавистных пиндосов и их прихвостней, окружающих нас со всех сторон. Бегства поверженного врага. Военных трофеев. Четырех джипов Humvee. Молчания СНГ-шных ягнят. Прискакавшего умиротворять дорогого Николя с шестью пунктами мира на все времена.