статья Дружба с оговорками

Владимир Абаринов, 11.06.2010
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

В июле 2008 года, будучи еще кандидатом в президенты, Барак Обама предпринял турне по Ближнему Востоку. В Аммане, стоя близ развалин храма Геркулеса, как бы демонстрируя тем самым свою готовность к геркулесовым подвигам, он выразился так: "Позвольте мне заявить со всей определенностью: Израиль - верный друг Израиля. Он останется верным другом Израиля при администрации Маккейна, он останется верным другом Израиля при администрации Обамы. Эта политика не подлежит изменениям".

Оговорка, конечно, но знаменательная. Подспудная подготовка к смене курса шла давно. В мае прошлого года израильский премьер Биньямин Нетаньяху встретился в Овальном кабинете с Обамой и вышел оттуда, по словам очевидцев, "ошеломленный решительной позицией президента относительно поселений". Нетаньяху отправился в Конгресс, надеясь найти понимание там, - и не нашел.

Этот афронт всерьез обеспокоил его. Он выдержал паузу. В марте этого года кабинет Нетаньяху принял решение начать застройку в Восточном Иерусалиме. Некоторые комментаторы полагают, что Нетаньяху нарочно выбрал момент, когда рейтинг популярности Обамы резко снизился, рассчитывая на то, что Обаме будет не до Израиля. Если такой расчет и был, то он не оправдался. Взаимное раздражение приобрело острую форму. Решение о строительстве 1600 квартир на территории, которая считается аннексированной, совпало с пребыванием в Израиле вице-президента Байдена, что в Вашингтоне расценили как грубую провокацию и вызов.

Один и наблюдателей, колумнист New York Times Том Фридман, сказал тогда, что Нетаньяху не стоило надеяться на более мягкую реакцию - любая администрация отреагировала бы на решение о застройке точно так же. Он назвал всплеск эмоций проявлением досады, "которую вашингтонская бюрократия накопила, я убежден, за многие годы".

Инцидент с "флотилией мира" повысил градус напряженности в очередной раз. Теперь в Белом Доме - пока, правда, анонимно - говорят о том, что поворот в ближневосточной политике США неизбежен, что необходим "новый подход" к проблеме Газы.

Барак Обама принял в Белом Доме президента автономии Махмуда Аббаса, объявил о выделении палестинцам дополнительно 400 миллионов долларов на строительство и развитие бизнеса, осудил перехват флотилии и призвал к "заслуживающему доверия, прозрачному расследованию, отвечающему международным стандартам".

"Совершенно неприемлемым" назвал израильский рейд британский премьер Дэвид Камерон, призвавший Израиль снять блокаду. С аналогичным призывом выступил российский МИД.

Уместно напомнить, что блокада Газы была установлена в 2006 году после победы ХАМАСа на парламентских выборах в Палестинской автономии. Впоследствии пограничный режим несколько раз ужеточался в ответ на действия ХАМАСа. Ближневосточный "квартет", в свою очередь, лишил ХАМАС доступа к международной финансовой помощи до тех пор, пока ХАМАС не признает Израиль и не возобновит переговоры с ним.

Но каким может быть этот новый подход? В этом вопросе ясности нет. Авторитетные американские эксперты считают, что внятной, долгосрочной стратегии нет ни у США, ни у Израиля, ни тем более у умеренных государств региона. Нынешняя ближневосточная команда Обамы во главе с послом Джорджем Митчеллом демонстрирует свою явную слабость, чтобы не сказать несостоятельность. Стратегия есть у Ирана, ХАМАСа и "Хезболлы" - это планомерное разрушение Израиля. Она есть у главы палестинского правительства Салама Файяда - это провозглашенный им в августе прошлого года двухлетний план создания надежной инфраструктуры государственности. А у посредников нет ни ясной и реалистической цели, ни плана, как ее достигнуть.

Среди "обамизмов" нынешнего президента США есть и такой: "Совершенно очевидно, что Ближний Восток в течение столетий был бедствием для региона". Лучше не скажешь!

Владимир Абаринов, 11.06.2010