статья Козырная карта Садра

Иван Свенцицкий, 13.08.2004
Мавзолей в эн-Наджафе. Фото  с сайта www.bayynat.org

Мавзолей в эн-Наджафе. Фото с сайта www.bayynat.org

Вот уже неделю в Ираке продолжаются бои между мятежной "Армией Махди", возглавляемой радикальным шиитским шейхом Муктадой Ас-Садром, и подразделениями американской морской пехоты, действующей вместе с иракской национальной гвардией.

Главные боевые действия развернулись в священном для шиитов городе Эн-Наджаф, в центре которого находится мечеть Аль-Хайдария и могила первого шиитского имама Али. 12 августа американо-иракская группировка, состоящая, по официальным данным, из 2500 морпехов и около 1000 национальных гвардейцев, приступила к решительному штурму. Был захвачены дом Ас-Садра, взят под контроль центр города. Шиитские святыни мешают войскам коалиции действовать в полную силу. Около 2000 членов садровской армии засели в мечети священного комплекса шиитов и на территории прилегающего к нему кладбища, прикрываясь святынями, чтобы не дать себя уничтожить.

С Муктадой Ас-Садром и его армией коалиция и нынешние иракские власти впервые столкнулись в апреле этого года. После того, как тогдашний глава временной администрации Ирака Пол Бремер запретил газету, издаваемую шейхом, его сторонники подняли вооруженное восстание и захватили сразу несколько шиитских городов. Их поддержали суннитские повстанцы, усилив сопротивление в Эль-Фаллудже. Тогда за месяц погибло более 60 американских солдат, это были самые крупные потери за весь период иракской войны. Солдаты и полицейские отряды, только что сформированные американской администрацией, отказались оказывать сопротивление, а некоторые союзники США заговорили о выводе своих частей из страны.

В тот раз американцы сумели справиться с ситуацией. Сильно потрепанная "Армия Махди" прекратила сопротивление, а Муктада Ас-Садр затаился.

После передачи власти временному иракскому правительству премьер-министр Ийяд Аллави попытался привлечь ас-Садра к процессу создания новой политической системы в стране. Он был приглашен для участия в формировании состава национального собрания, сняли и запрет на публикацию его газеты. Но Ас-Садр особенно на диалог не шел, от приглашений отказывался и не упускал случая продемонстрировать свою власть в Эн-Наджафе, а также в шиитском квартале Багдада (Садр-сити).

В конце июля Садр перешел в словесное наступление, отправив Аллави к дьяволу в одной из своих проповедей. Несколько дней спустя представитель Садра в интервью телекомпании "Аль-Джазира" заявил, что иракцам недолго осталось терпеть оккупацию.

После этого стало очевидным, что американцам и правительству Ирака надо готовиться к возобновлению боевых действий. Чтобы заручиться поддержкой большинства шиитов, Аллави провел тайные переговоры с лидером иракских шиитов аятоллой Али Ас–Систани. Систани никогда не любил ас-Садра, считая его жуликом и бандитом, и позиция аятоллы ближе скорее к иракским властям, чем к шиитским радикалам. Систани, в принципе, никогда не возражал против силового решения "проблемы Ас-Садра", но не мог открыто поддержать действия коалиции, не навредив своей репутации. В начале августа, зная, что предстоят тяжелые бои в Эн-Наджафе, Систани покинул страну, сославшись на то, что ему необходимо подлечить сердце в Великобритании.

3 августа отряд американских солдат вместе с группой иракских полицейских попытался взять штурмом дом Ас-Садра в Эн-Наджафе. На помощь шейху высыпали на улицы тысячи его вооруженных сторонников, в основном маргиналы из бедных кварталов. И попали под удары американских вертолетов. После чего спрятались в священной мечети, зная, что бомбить ее не посмеют.

В отличие от апрельской ситуации, все союзные части коалиции были выведены из зоны конфликта (Эн-Наджаф, Кербелла, Хилла и др.). Вместо них появились отборные подразделения США и иракской армии. На этот раз иракцы не подкачали, воюя плечом к плечу с американскими солдатами. Если раньше они сдавали полицейские участки без боя, то сейчас все атаки "Армии Махди" были отбиты, причем нападавшие понесли большие потери.

Садр с его армией давно бы уже стал историей, если бы не шиитские святыни в Наджафе. Выкурить садровцев оттуда – задача не из легких, одна пуля в куполе Аль-Хадарийи может взорвать весь шиитский мир. Багдад и Вашингтон предприняли определенные шаги с целью подготовки общественного мнения перед решающим штурмом. Премьер-министр Аллави, еще недавно обвинявший соседний Иран в поддержке повстанцев, отправился в эту страну с кратким визитом. О чем он договаривался с иранскими аятоллами, можно лишь догадываться. Видимо, дал гарантии, что не допустит осквернения "неверными" могилы Али. Всю ответственность за возможные последствия Ийяд Аллави возложил на сторонников Ас-Садра, заявив, что они сами осквернили святыни, превратив их в поле битвы. Пресс-секретарь МВД Ирака Фала Хасан Аль-Натиб отметил необходимость выдворения отрядов "Армии Махди" из священного комплекса, чтобы не препятствовать прихожанам совершать там намаз.

После такой подготовки американо-иракские войска начали решающий штурм. По шиитскому кладбищу стали работать вертолеты, а танки полностью изолировали комплекс от остальной части Эн-Наджафа. Одновременно был взят дом ас-Садра, но преследуемого там не оказалось.

Теперь остается самое главное – взять мечеть, однако лобовая атака вряд ли возможна. Судя по всему, осажденных возьмут измором, а когда они сдадутся, их капитуляцию примут иракские военные, которые и войдут внутрь мечети. При этом не исключено, что пропавший Ас-Садр скоро где-нибудь объявится и станет призывать боевиков в мечети сражаться до конца, а своих сторонников в других местах - подняться на войну против "оккупантов". Время работает на шейха. Чем дольше комплекс будет в его руках, тем сильнее будут злиться шииты, что, в конце концов, может привести ко всеобщему шиитскому восстанию.

Понимая это, иракские власти продолжают искать компромисс с Садром, контактируя с его представителями. С этой целью в Эн-Наджаф отправился советник Аллави по национальной безопасности Моувафа Ар-Рубаи.

В ближайшие дни мы узнаем, как разрешится противостояние в Эн-Наджафе. Результат наджафской битвы, без преувеличения, имеет судьбоносное значение для Ирака.

Иван Свенцицкий, 13.08.2004


новость Новости по теме