Битва с мертвецами
Сербская радикальная партия Воислава Шешеля, добровольно сдавшегося Гаагскому трибуналу, добилась лучшего среди других политических объединений результата по выборам в новый парламент республики. Это не принесет радикалам власти, но зато позволит им блокировать любые серьезные изменения в конституции страны.
Сторонники Шешеля и другого гаагского узника - бывшего президента Сербии Слободана Милошевича, чья партия тоже проходит в парламент, - теперь могут не позволить демократам провести серьезные преобразования, а потом объяснять электорату, что сторонники демократических сил во всем виноваты, что они не могут договориться между собой, что их политика приводит к обнищанию населения, а голосовать нужно за старых добрых подсудимых – они отлично справятся с управлением и из Гааги. И в самом деле – они люди опытные, авторитарный режим особого ума и постоянного присутствия вождя не требует, требует консервации, а вот с ней-то соратники Милошевича и Шешеля справятся, дай им только власть в руки.
Впрочем, власти они на этот раз не получат. У Сербии все равно остается шанс перейти к преобразованиям, у демократов – объединить усилия и убедиться, что борьба хорошего с лучшим может лишить их политической перспективы. Но главное, впрочем, не в этом – а в тенденции, в том, что Сербия пошла по российскому пути. Что даже после свержения Слободана Милошевича сербское общество оказалось не готово критически посмотреть на собственную историю последних десятилетий. Что новое сербское руководство предпочло легитимное продолжение власти возможности избавиться от сосуществования с политическими силами, ответственными за политический и экономический крах страны, за войны и убийства.
Ведь на самом деле то, что Милошевич и Шешель в Гааге, а их партии в парламенте, – это примерно то же самое, что Геринг и Кальтенбруннер в Нюрнберге, а НСДАП – в парламенте послевоенной Германии. А почему бы и нет? И, кстати, каков был бы результат победоносной партии, если бы ей разрешили проводить предвыборную кампанию и потчевать еще не забывшее фюрера население сообщениями о том, что в крахе рейха виноваты евреи и изменники? Большой, наверное, получилась бы фракция – и, если уж на то пошло, Рудольф Гесс мог бы руководить ей из своего заточения лет этак сорок. А чем Милошевич и Шешель хуже? Они даже в чем-то лучше.
Российские демократы – если только они были – так и не поняли необходимости расстаться с режимом прошлых десятилетий раз и навсегда, ограничив политические возможности слуг и прислужников этого режима. В результате уже через несколько лет Россия окаменела в своем развитии а ностальгия по советскому стала модной повсюду – от Кремля до районных телеканалов. Сербские демократы также не нашли в себе достаточно сил для расставания с прошлым – и в результате необычайно живой и энергичный мертвец хватает их за руки то ли из могилы, то ли из Гааги, угрожая будущему народа, у которого хватило сил избавиться от авторитарного режима, но не хватило сил с ним распрощаться.
Статьи по теме
Битва с мертвецами
На парламентских выборах в Сербии лидируют, по предварительным результатам, радикальные националисты под руководством Воислава Шешеля, который должен ответить за преступления против человечества перед Международным трибуналом в Гааге. Другой гаагский узник, экс-президент Сербии Слободан Милошевич, также может попасть в парламент. Сербские демократы столкнулись с реальной угрозой авторитарно-националистического реванша. По мнению обозревателя Граней.Ру Виталия Портникова, дело в том, что Сербия после Милошевича пошла по российскому пути.