Британские власти признали "международный фактор" в деле Литвиненко
В решении британского правительства не проводить публичного расследования гибели бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко определенную роль сыграл фактор международных отношений, признала министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй. Об этом сообщает Би-Би-Си со ссылкой на текст опубликованного письма министра ведущему дознание коронеру Роберту Оуэну.
"Международные отношения действительно были одним из факторов в принятии правительством данного решения. Некоторым из наших зарубежных партнеров проще объяснить факт расследования под руководством независимого коронера, чем если бы о расследовании распорядилось правительство, а руководил им назначенный правительством председатель, обладающий правом в закрытом режиме знакомиться с правительственными материалами", - говорится в письме министра. При этом Мэй не уточняет, какие именно зарубежные партнеры имеются в виду.
В то же время Мэй отмечает, что международный фактор не был ни единственным, ни ключевым при принятии решения. Министр приводит еще пять доводов в его пользу. Четыре из них, чисто юридические, объясняют, что в результате расследования будут обнародованы только те материалы, которые будут обнародованы и в результате дознания.
Кроме того, министр отмечает, что публичное расследование почти наверняка потребовало бы гораздо больше времени и денег, чем коронерское.
Вдова Литвиненко Марина заявила, что разочарована решением властей. По ее мнению, с учетом применения радиоактивного вещества в центре Лондона, британское правительство само должно хотеть всестороннего дознания, но этого почему-то не происходит.
"Тут уже, естественно, возникает вопрос, что за этим стоит политика. Я всегда старалась отвергнуть эту мысль. Я считала, что да, существует какое-то политическое влияние, но не в такой же степени", - сказала Литвиненко. Она отметила, что не считает Великобританию настолько зависимой, чтобы она не могла решать такие серьезные вопросы, чтобы только не поссориться с Россией. Окончательное решение о форме своего участия в процессе Марина Литвиненко примет после консультаций с адвокатами.
12 июля Оуэн сообщил, что правительство Великобритании отказало в проведении открытого разбирательства по делу о гибели Литвиненко. "Сегодня я получил уведомление о том, что правительство приняло решение ответить отказом на мой запрос о проведении публичного разбирательства", - объявил Оуэн на слушаниях в лондонском Королевском суде.
11 июня Марина Литвиненко отказалась от участия в дознании до тех пор, пока британское правительство не начнет открытое расследование гибели ее мужа. Такое заявление она сделала на предварительных слушаниях по делу. После этого процесс по просьбе ее адвоката был отложен до вынесения правительством решения.
5 июня коронер Оуэн обратился с письмом к министру юстиции Великобритании с просьбой начать открытое расследование. "Это письмо последовало за решением сэра Роберта от 17 мая, в рамках которого он предложил заинтересованным лицам передать заявления, необходимые для начала открытого разбирательства. Коронер получил данные заявления", - отмечается в заявлении, которое подготовил офис Оуэна.
В открытом расследовании документы, засекреченные по просьбе британских разведслужб на дознании, могли бы быть обнародованы. Именно поэтому Марина Литвиненко ранее заявила, что будет добиваться открытого разбирательства.
18 мая Русская служба Би-Би-Си сообщала, что Оуэн засекретил все материалы, указывающие на причастность российских властей к убийству, а также материалы по вопросу о том, могли ли британские спецслужбы его предотвратить.
Ранее с просьбой не распространять секретные документы, связанные с делом Литвиненко, к коронеру обратился министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг. Он воспользовался своим правом требовать от британских судов неразглашения информации, способной нанести ущерб национальной безопасности.