Прокурор запросил для Балуха 5 лет 1 месяц колонии-поселения
В прениях сторон в рамках повторного процесса по делу о хранении патронов и тротиловых шашек, сфабрикованному в аннексированном Крыму против украинского активиста Владимира Балуха, прокурор Дмитрий Королев запросил для подсудимого 5 лет 1 месяц колонии-поселения со штрафом 20 тысяч рублей. Об этом сообщают "Крым.Реалии".
Как уточняет Крымская правозащитная группа, также Королев потребовал от судьи подконтрольного России Раздольненского райсуда Крыма Елены Тедеевой на время до вступления приговора в силу ужесточить Балуху меру пресечения, отправив его из-под домашнего ареста в СИЗО.
В первом процессе по делу Королев запрашивал для Балуха тот же срок, что и теперь, но не в колонии-поселении, а в колонии общего режима.
Адвокат активиста потребовал оправдательного приговора. Он указал, что большинство свидетелей обвинения в процессе не допросили, а доказательства, полученные при обыски, должны быть исключены из дела как добытые с нарушением закона.
В частности, защитник напомнил, что 12 декабря 2017-го Тедеева отказалась вызвать на допрос начальника УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю Виктора Палагина, подделанные подписи которого стоят в материалах дела. Один из томов дела, продолжил адвокат, в процессе исследован не был, а в числе свидетелей обвинения есть психически больной человек.
В заключение защитник призвал Королева и Тедееву учить законы сейчас, чтобы потом не пришлось этого делать, оказавшись на месте Балуха.
Кто из трех адвокатов активиста - Дмитрий Динзе, Ольга Динзе или Тарас Омельченко - участвовал в нынешних слушаниях, "Крым.Реалии" не уточняют.
Сам Балух в последнем слове вновь привел доказательства того, что дело против него сфабриковано из-за непризнания им аннексии Крыма. "Вы пытаетесь меня научить любить так называемую новую родину? - заметил он в заключение своей речи. - Но это никогда у вас не получится, чего бы мне это ни стоило".
"Слезы матерей тех ребят, которые отстаивают законность и право на самоопределение, право на свободу, на чувство достоинства ценой собственной жизни, сколько уже оплачено, - это все, ребятки, ваша система устраивает, - подчеркнул активист. - Эта система человеконенавистническая... Принимайте какое угодно решение. Я однозначно заявил уже свою позицию и от нее отказываться не собираюсь. Виновные все равно все будут наказаны. Победа будет за нами. Слава Україні!"
Оглашение приговора Тедеева назначила на вторник, 16 января. Начало заседания в 14 часов.
Балуху 46 лет, он фермер из села Серебрянка Раздольненского района. В декабре 2013 года, в первые недели Революции достоинства, активист вывесил над своим домом красно-черный флаг Украинской повстанческой армии. Через некоторое время ночью этот флаг тайно сорвали, и фермер заменил его национальным флагом Украины. За российским гражданством после аннексии Крыма активист не обращался.
В 2015 году у Балуха дважды проходили обыски. Кроме того, он был арестован на 15 суток по сфабрикованному протоколу о неповиновении полиции. Также против него сфабриковали дело об оскорблении оперативника ЦПЭ (статья 319 российского УК). 10 июня 2016 года судья Раздольненского райсуда Мария Бедрицкая приговорила Балуха к 320 часам обязательных работ. Отбывать работы активист отказался, и ему заменили их 40-суточным арестом.
29 ноября 2016-го Балух прикрепил на стене своего дома табличку "вулиця Героїв Небесної сотні, 18". Власти потребовали табличку снять, угрожая преследованием, однако активист требование проигнорировал.
Полторы недели спустя, 8 декабря, оперативники ФСБ провели у Балуха очередной обыск, по итогам которого и объявили об обнаружении нескольких десятков патронов и нескольких тротиловых шашек. Активист был задержан и отправлен в СИЗО-1 в Симферополе. Ему вменили часть 1 статьи 222 (незаконный оборот боеприпасов) и часть 1 статьи 222.1 российского УК (незаконный оборот взрывчатки).
Первый процесс по новому делу Балуха также вела судья Бедрицкая. 4 августа 2017 года она приговорила активиста к 3 годам 7 месяцам общего режима со штрафом 10 тысяч рублей.
Сам активист последовательно отрицал вину, настаивая, что боеприпасы ему подбросили при обыске оперативники ФСБ. В последнем слове Балух расценил свое преследование как политический заказ, назвав действительной причиной возбуждения дела неприятие им аннексии Крыма.
2 октября верховный суд Крыма отменил приговор Балуху, направив дело на повторное рассмотрение другим судьей. Причиной было названо то, что ранее Бедрицкая уже судила Балуха по делу об оскорблении оперативника, поэтому от рассмотрения нового дела активиста должна была самоустраниться, признав свою заинтересованность.
Слушания по существу дела в рамках повторного процесса начались 7 ноября. В конце того же месяца, 29 ноября, верховный суд аннексированного Крыма отменил решение о дальнейшем продлении Балуху срока содержания в СИЗО. Два дня спустя, 1 декабря, активиста перевели под домашний арест.
В СИЗО здоровье Балуха серьезно ухудшилось: обострился бронхит, случались приступы мочекаменной болезни и гипертонические кризы, начались проблемы с пищеварением. Как до, так и после перевода под домашний арест активисту неоднократно вызывали в суд скорую. Так, 27 декабря скорая приезжала дважды: Балух жаловался на боли в спине. После того как Тедеева отказалась сделать перерыв в слушаниях, подсудимый из-за боли лег на пол.
В начале 2017 года Балух подвергался избиениям в СИЗО, а летом - оскорблениям и побоям со стороны начальника раздольненского ИВС Валерия Ткаченко. В ИВС Балуха доставляли из СИЗО для участия в суде.
13 августа стало известно, что один из адвокатов политзека подал в полицию жалобу на Ткаченко. Однако в итоге СКР открыл дело против самого Балуха, вменив ему избиение начальника ИВС. Первоначально активисту инкриминировали часть 1 статьи 318 российского УК (применение неопасного насилия к представителю власти); затем дело было переквалифицировано на часть 2 статьи 321 кодекса (применение неопасного насилия к сотруднику места лишения свободы в связи с осуществлением им служебной деятельности). Как первоначальное, так и окончательное обвинение предусматривают до пяти лет колонии.
На очную ставку с Балухом Ткаченко явиться отказался. Между тем, отмечала защита, российский закон не предусматривает для потерпевших права отказа от очной ставки. Однако следователь Раздольненского межрайотдела СКР Н. Бондаренко не стал добиваться привода Ткаченко.
17 декабря следствие по третьему делу Балуха завершилось. Материалы ушли в прокуратуру. Если она утвердит обвинительное заключение, дело поступит в суд.