Война имитаторов
Когда разъяренные сторонники лидера радикальной грузинской оппозиции Михаила Саакашвили ворвались в зал заседаний парламента страны, чтобы помешать легитимизации избраного со значительными нарушениями законодательного органа и облегчить своему кумиру дорогу к власти в Грузии, уже в этот момент можно было предсказать возможность вооруженного столкновения между Тбилиси и Батуми.
Не только потому, что на момент переворота в Грузии аджарский лидер Аслан Абашидзе поддерживал Эдуарда Шеварднадзе - это как раз не самая большая проблема во взаимоотношениях Тбилиси и Батуми. Не только потому, что аннулировались достижения партии Абашидзе на парламентских выборах - как известно, в результате борьбы за честные выборы оппозиция забыла о своих первоначальных требованиях и согласилась с признанием половины депутатских мандатов, а что касается второй половины, то тут Абашидзе легко мог обеспечить своим сторонникам повторение недавних достижений. Не только потому, что Аджария - это еще один центр власти в Грузии, значительно отличающийся и по номенклатурному составу, и по внешнеполитической ориентации руководства, и по связям в других регионах Грузии от пришедшей к власти оппозиции. А просто потому, что конфронтация с Аджарией - самый простой и долгоиграющий прием для поддежания популярности президента Грузии на должном уровне.
За время, прошедшее после триумфальной победы на выборах главы государства, Саакашвили доказал, что не собирается становиться государственным деятелем, что ему гораздо комфортнее изображать из себя народного любимца, популиста во власти, арестовывающего коррупционеров, устраивающего карикатурные проверки боеготовности и выступающего с бессмысленными геополитическими прожектами вроде создания единого экономического пространства из Грузии и до сих пор не урегулировавших территориальный спор Армении и Азербайджана.
Конечно же, не нужно упрекать нового грузинского президента в неадекватности. Он абсолютно адекватен, используя эту лихорадочную деятельность в качестве дымовой завесы, позволяющей его собственному окружению установить прочный контроль над финансовыми потоками нищей страны и воспользоваться по собственному разумению западной помощью. Когда грузины и Запад опомнятся, Грузия будет находиться под полным контролем своих новых хозяев.
Ну как в этой ситуации не вспомнить об Аджарии?
Саакашвили, обещавший восстановить территориальную целостность страны, вряд ли стремится к вооруженным рейдам в Абхазию или Южную Осетию - он прекрасно понимает, что в этом случае ему придется столкнуться с Россией. Бряцание оружием на административной границе с Аджарией войной, на первый взгляд, не грозит. И вряд ли Саакашвили, если бы его впустили в республику, попытался бы устроить там переворот, аналогичный грузинскому. Но зато как эффектно выглядел бы президент Грузии в логове своего главного противника! И как нравился бы своим избирателям, считающим, что с таким же размахом Саакашвили может завтра проехать и в Цхинвали, и в Сухуми! Не будем забывать, что Грузия готовится к парламентским выборам и Саакашвили просто необходим послушный парламент, с которым можно будет больше не считаться...
С другой стороны, Аслану Абашидзе тоже выгодна нагнетаемая президентом Грузии истерия. Без нее ему никак не консолидировать собственное население, не вовлечь в конфликт с Тбилиси Москву. А без такой консолидации и такого вовлечения аджарский лидер рискует проиграть. Сейчас же ситуация развивается по самому благоприятному для Абашидзе сценарию. Российский МИД уже выступил с заявлением о том, что в случае применения силы ответственность ляжет на Грузию. Если после этого Саакашвили отступит - это станет наглядной демонстрацией его безвластия в Аджарии - и, между прочим, и в самой Грузии. Как, впрочем, и демонстрацией ограниченности западного влияния на происходящее в Закавказье. Если же продолжит наступать - его оппоненты не сдадутся без боя, а Москва может предпочесть упреки со стороны Запада очередному удару по собственным позициям в регионе. И тогда мы станем свидетелями новой войны в Грузии, которая, в отличие от этнических конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, станет войной гражданской.
Вряд ли стороны конфликта хотят такой войны. И Саакашвили, и Абашидзе - опытные имитаторы, стремящиеся балансировать на грани, отделяющей их от настоящего конфликта. Но, как это нередко бывает с имитаторами, в какой-то момент кто-то из них окажется не в состоянии контролировать ситуацию, кто-то из их сторонников поверит в реальность воинственных намерений вождя. Этого будет достаточно, чтобы грузинское государство начало медленно погружаться в кошмар нового столковения...
Статьи по теме
Война имитаторов
Президент Грузии Михаил Саакашвили, которого военные Аджарии не пропустили на территорию автономии, предъявил ультиматум ее властям и предупредил, что не намерен отступать. Не собирается идти на попятную и лидер Аджарии Аслан Абашидзе.
По мнению обозревателя Граней.Ру Виталия Портникова, конфликт, выгодный сегодня обеим его сторонам, был неизбежен со дня прихода к власти Михаила Саакашвили. При этом ни Тбилиси, ни Батуми не хотели бы идти дальше словесных перепалок.