Георгиевско-Бушевский трактат
Госсекретарь США Колин Пауэлл встречается сегодня с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Свидание дипломатов проходит отнюдь не для обмена любезностями. На недавнем совещании ОБСЕ в Маастрихте Россию подвергли жесткой критике, и одним из критиковавших был именно госсекретарь Соединенных Штатов. Даже когда Россию не называли по имени, намеки на ее роль на постсоветском пространстве вполне угадывались. И удивляться тут нечему.
За последние дни Москва продемонстрировала, что намерена придерживаться старой тактики – впрочем, это уже не тактика, а стратегия – сразу на нескольких направлениях. В российской столице встречались руководители мятежных автономий Грузии – Абхазии и Южной Осетии; на этот раз к ним присоединился и Аслан Абашидзе, руководитель считающей себя частью грузинского государства Аджарии. В Молдавии президентом России в одностороннем порядке, без участия других гарантов приднестровского урегулирования, был предложен мирный план, фактически закрепляющий криминальные завоевания тираспольского режима и сохраняющий на долгое время присутствие в регионе российских военных. Впрочем, и в случае с Грузией Москва не скрывает, что ее основной целью является не территориальная дезинтеграция соседней страны, а сохранение российских военных баз. Так, может быть, Колину Пауэллу нужно было бы встретиться не с министром иностранных дел, а с министром обороны России?
Конечно, то, как пришла к власти в Грузии оппозиция, не может не вызывать недоумения. Однако в Москве происходящее восприняли не как политический кризис в соседней стране, стабильность в которой важна как для России, так и для Кавказского региона, а как эпизод увлекательной игры с американцами за сферы влияния.
Вначале в Тбилиси появляется Игорь Иванов, и странная отставка Эдуарда Шеварднадзе происходит в его присутствии. Затем Иванов летит в Батуми, и после этого позиция Аджарии по отношении к новым хозяевам Тбилиси еще более ужесточается: парламент автономии подтверждает чрезвычайное положение, введенное Асланом Абашидзе.
Руководители Аджарии, Южной Осетии и Абхазии встречаются в Москве. Абашидзе обсуждает с Михаилом Касьяновым и Игорем Ивановым возможность введения безвизового режима для части Грузии и вроде бы получает положительный ответ. Более того - он обещает, что в случае вторжения с грузинской стороны Аджарию будут защищать российские военнослужащие. Его никто не опровергает. В Грузии появляется бывший глава госбезопасности страны Игорь Гиоргадзе – и это при том, что новая власть вовсе не революционна и не собирается отменять юридических решений эпохи легитимного президента. Вдобавок ко всему в Тбилиси начинаются непонятные взрывы – традиционное сопровождение постсоветских кризисов...
Между тем американцы заинтересованы в грузинской стабильности – хотя, возможно, и сами плохо представляют себе во что ввязались. Но теперь по крайней мере Колину Пауэллу точно известно, кого нужно винить за шероховатости проходящей в Тбилиси операции по демократизации: оппозиционный триумвират будет кивать на Москву и окажется не так уж далек от истины.
Статьи по теме
Георгиевско-Бушевский трактат
Глава МИД РФ Игорь Иванов встречается сегодня в Брюсселе со своим американским коллегой Колином Пауэллом. Разговор наверняка пойдет о Грузии. События последних дней показывают, что Вашингтон готов сменить Москву в роли гаранта безопасности Грузии от противников извне. Заключенный 220 лет назад Георгиевский трактат окончательно уходит в историю. У грузинского государства теперь другие защитники - и другие источники внешней угрозы.