статья И это все о "ЮКОСе", или Была бы воля

Ярослав Скворцов, 27.07.2004
Юкос. Коллаж Граней.Ру

Юкос. Коллаж Граней.Ру

От любви до ненависти, как известно… А когда это еще любовь "барская"… Помнится, в первой половине 90-х в обойму "особо приближенных" тогдашнего главы государства вошел молодой предприниматель Олег Бойко. К лету 96-го, когда, собственно, для симпатизирующего президенту бизнеса пробил "час Х", дела возглавляемого Бойко концерна шли из рук вон плохо: империя трещала по швам, а вкладчиков, еще не пуганых никакими финансовыми кризисами, переписывали у отделений "Нацкреда".
Правда, банк никто не трогал: Центробанк утверждал, что держит руку на пульсе, но никаких шагов не предпринимал (лицензия у "Национального кредита" была отозвана лишь в конце декабря 1996-го, когда банк был уже пуст). Не нажимали на банк и кредиторы: самый крупный из них – Национальный фонд спорта, возглавляемый в то время ныне покойным Борисом Федоровым, сам оказался в роли "ответчика": ровно за год до кончины банка Олег Бойко пригласил представителей НФС в банк, рассказал все как есть и предложил самим "разрулить ситуацию".

Но главное – не было пресловутой "политической воли": банк был включен в систему финансирования перевыборов Бориса Николаевича, в нем (в банке) находились основные средства НФС, также нечуждого предвыборной гонке. А когда победа состоялась, про банк не то что забыли, но дожимать не стали. Тогда власть еще не знала, как поступать с не слишком нужными вчерашними друзьями.

Ситуация с "ЮКОСом" в чем-то противоположна ситуации с ОЛБИ уже почти девятилетней давности, а в чем-то удивительно ее напоминает. Судите сами: у "ЮКОСа" к моменту начала этого самого "дела" по бизнесу проблем не было; компания чувствовала себя вполне прилично и могла успешно развиваться дальше. Но была "политическая ситуация", которая в случае с ОЛБИ была "спасительным кругом", а в случае с компанией Михаила Ходорковского – "камнем на шее".

И в первом, и во втором случае бизнес пытались спасти. В случае с ОЛБИ и "Нацкредом" – НФС (неудачно), с "ЮКОСом" – не меньшие тяжеловесы: Аркадий Вольский и Виктор Геращенко. Вольский, правда, давно и не слишком энергично; Геращенко недавно и закатав рукава. Правда, сейчас руки опустились, кажется, у обоих: с собравшимися в правительстве "тугодумами" общий язык не в состоянии найти даже такие опытные переговорщики.

И еще одна общая черта: вы обратили внимание, как достойно "тонет" "ЮКОС"?! Не спуская флага! К слову: в свое время Олег Бойко (правда, уже отстранившийся от оперативного руководства банком) говорил об уникальном опыте, что накоплен в борьбе за спасение своего "гроссбанка", и даже предлагал чиновникам из ЦБ этим опытом поделиться (интересно, не тогда ли на Неглинной родилась мысль о специальном институте, которым спустя всего-то три года стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций). А вот кто и как будет использовать опыт "ЮКОСа" в борьбе за выживание, пока не известно.

Означает ли все вышесказанное, что и в истории ЮКОСа можно ставить точку? "Нет", - скажут те, кто привык оценивать риски экономические; "Да", - ухмыльнутся эксперты, полагающие, что все определяет политическая подоплека. Действительно: многое (если ни все) решает пресловутая "политическая воля".

Ярослав Скворцов, 27.07.2004


новость Новости по теме