Киселев: У Ren TV есть шанс уцелеть
Смена руководства на Ren TV не приведет к немедленной "зачистке" на телеканале. Такое мнение в интервью Граням.Ру высказал известный журналист Евгений Киселев. По его информации, у миноритарного акционера Ren TV - германского концерна Bertelsmann - есть право вето по ключевым кадровым решениям. Накануне основатели и руководители Ren TV Ирена и Дмитрий Лесневские сообщили коллективу о своем предстоящем уходе.
Киселев считает, что в ближайшее время общественно-политическому вещанию на Ren TV вряд ли что-то угрожает. По его словам, акционеры понимают, что "убрать из эфира программы Ольги Романовой и Марианны Максимовской, которые наверняка раздражают Кремль, - это значит загубить канал в его нынешнем виде". В то же время Киселев не исключает, что со временем канал может быть переформатирован в чисто развлекательный.
Киселев подчеркнул, что российских покупателей контрольного пакета акций Ren TV, принадлежавшего РАО ЕЭС, назначил Кремль. Однако новые владельцы - "Северсталь" и "Сургутнефтегаз" - по его мнению, не будут "рубить сплеча": "Кто знает, что будет со страной через два-три года? Вот поэтому я бы не драматизировал ситуацию".
В свою очередь, президент Академии российского телевидения Владимир Познер в интервью "Граням" не исключил, что на Ren TV будет "зажим свободы слова" в том случае, если Лесневские продали свою долю под давлением. Однако, по словам Познера, ему неизвестны обстоятельства этой сделки.
Акции Лесневских в конце июня приобрел немецкий медиахолдинг RTL Group, входящий в концерн Bertelsmann. Сумма сделки, по разным данным, составила 60-80 миллионов долларов. Тогда же владельцем 70 процентов акций, ранее принадлежавших РАО ЕЭС, стала "Северсталь-групп".
Впрочем, еще летом шансы Лесневских остаться во главе компании были достаточно высоки, а Дмитрий Лесневский даже заявил, что рассматривает для себя вариант, при котором он мог бы вновь выкупить часть акций Ren TV, чтобы остаться руководителем компании. Он тогда подчеркнул, что слабо себе представляет работу на канале, который он основал, в качестве наемного менеджера. Но планы Дмитрия Лесневского, судя по всему, рухнули после того, как в сентябре "Северсталь-групп" продала из своего пакета 35 процентов акций "Сургутнефтегазу", тем самым поровну разделив контрольный пакет Ren TV.
Справка
Ren TV
Ren TV – один из крупнейших частных федеральных телеканалов России, основной актив ООО "Медиа-Холдинг Рен ТВ". Телеканал начал вещание 1 января 1997 года. Объединяет 354 телекомпании в России и СНГ. Средняя доля канала – 4,5–5%.
Программы Ren TV принимает 725 населенных пунктов на территории России от Калининграда (на Западе) до Южно-Сахалинска (на Востоке). Среди них все крупные города с населением более 1 миллиона жителей, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Владивосток, Ставрополь, Краснодар и др. Потенциальная аудитория канала - 95 млн.
По данным Ren TV, его выручка в 2005 г. составит $120 млн.
1 июля "Медиа-Холдинг Рен ТВ" поменял владельцев: основатели канала Ирена Лесневская и ее сын Дмитрий продали свои 30% немецкой RTL Group, а РАО "ЕЭС России" уступило 70% "Северсталь-групп" Алексея Мордашова.
RTL Group на 90% принадлежит концерну Bertelsmann, ведет дела в 40 странах и владеет долями в 31 телеканале. Выручка RTL за 2004 г. – 4,8 млрд евро, чистая прибыль – 367 млн евро.
Дословно
Владимир Познер
Мне очень сложно комментировать уход Ирены и Дмитрия Лесневских, так как я не знаю всех подробностей. Почему они продали? Был ли на них нажим или нажима не было? А от этого зависит дальнейшая судьба информационно-политического вещания канала. Если Лесневские продали канал под давлением, то тогда, может, зажим свободы слова и последует.
Лесневские продали все свои акции, и мне странно, каким образом они рассчитывали остаться на телеканале. В любом случае они продали канал и заработали большие деньги на этом.
Мне канал очень нравится. Там работают очень интересные журналисты, в первую очередь я выделяю Ольгу Романову, у нее прекраcный язык, она прекрасно говорит, и у нее есть мозги. Я не всегда согласен с ее точкой зрения. Если канал потеряет свое лицо, то мне будет очень жаль.
Грани.Ру, 06.10.2005
Ирена Лесневская
В ближайшее время это (уход с канала. – Ред.) может случиться, но пока мы не знаем и не можем сказать конкретных сроков. Пока мы не знаем и тех, кто может прийти на наши должности.
"Коммерсант", 06.10.2005
Евгений Киселев
Я бы не стал предвосхищать события и драматизировать ситуацию. По моей информации, уход Лесневских - дело решенное, но решения о назначении новых руководителей канала будут приниматься с учетом мнения всех акционеров, в том числе концерна Bertelsmann - как известно, ему теперь принадлежит 30% процентов акций Ren TV. Насколько мне известно, по договоренности между акционерами германскому миноритарию принадлежат существенные права при решении ключевых вопросов. То есть вопрос о назначении нового гендиректора, генерального продюсера не будет решаться простым большинством голосов. Концерн Bertelsmann имеет право вето.
Западные акционеры едва ли настроены играть в политические игры. Они вкладывали деньги в проект, который показал себя перспективным, а, скажем, убрать из эфира программы Ольги Романовой и Марианны Максимовской, которые наверняка раздражают Кремль, - это значит загубить канал в его нынешнем виде.
С другой стороны, те же самые западные акционеры занимаются бизнесом, и если их убедить в том, что перепрофилирование, перепозиционирование канала, переход на сугубо развлекательный формат принесет больше денег и больше аудитории - я не исключаю того, что они со временем согласятся с исчезновением на канале общественно-политического вещания.
Посмотрите, какие прекрасные резульаты у канала СТС, который совершенно сознательно проводит политику "ни капли политики" - нет ни новостей, ни итоговых программ. Максимум что есть - это "Истории в деталях", где время от времени появляется какой-то общественно-политический подтекст: то мы видим грустную Светлану Сорокину, размышляющую о вечном, то грустного Андрея Черкасова, корреспондента НТВ в Лондоне, и т.д.
У меня нет сомнений в том, что смена собственников на Ren TV - это "кремлевский проект". Я знаю, что РАО "ЕЭС России" и лично Анатолий Борисович Чубайс изначально хотели продать свой контрольный пакет неким дружественным акционерам, с которыми можно было договориться о сохранении нынешнего лица канала. Но в Кремле им сказали "нет". По моей информации, в конце концов им просто указали, кому продать этот контрольный пакет. Сейчас вообще любые крупные вопросы, связанные с телевидением, не решаются в обход Кремля, и ни один бизнесмен в России, если он в здравом уме, не отважится вкладывать деньги в какой-либо крупный телевизионный проект без того, чтобы заручиться согласием Кремля. Но я думаю, что даже назначенные Кремлем новые российские акционеры Ren TV - "Северсталь", "Сургутнефтегаз" - не будут рубить сплеча.
Посмотрите на историю с НТВ - в конце концов зачистка была произведена почти полностью, и то еще не закончилась, хотя нынещние руководители канала не скрывают, что их долгосрочная задача в кадровой политике - "вычистить" с канала всех до единого из людей, которые когда-то ушли с НТВ, потом туда вернулись. Более того - всех людей, которых почему-то называют "людьми Киселева", хотя я давно уже ни с кем из моих прежних коллег особых отношений не поддерживаю. Но для того чтобы прийти к нынешнему положению, понадобилось несколько лет: сначала был Йордан, который неожиданным образом - наверно, к неприятному изумлению Кремля - всерьез взялся выполнять свое обещание "сделать хороший телевизор", за что и поплатился в итоге; затем был Николай Сенкевич, и только с приходом Кулистикова с канала стали изгоняться программы и ведущие. И все равно сопротивляются! Я как человек, хорошо знающий телевидение, могу вас заверить: если журналист, ведущий, репортер, оператор, комментатор не хочет чего-то делать - вы его не заставите. Конечно, есть люди на телевидении, которые с радостью работают по принципу "чего изволите" - интеллектуалы, не отягощенные совестью, но есть и люди совершенно другого свойства, и слава богу, их еще достаточно много. Им можно запретить делать что-то, но невозможно вкладывать им в уста слова, которые они не хотят произносить. И в этом, возможно, самая большая проблема.
Акционеры, которые теперь владеют Ren TV, - люди осторожные, они недаром сколотили свои огромные капиталы, свои мультимиллионные состояния. Они не будут торопиться, сначала оглядятся вокруг. Кто знает, что будет со страной через два-три года? Вот поэтому я бы не драматизировал ситуацию. Я не думаю, что сейчас информационно-аналитическим программам, общественно-политическому вещанию на Ren TV, которое действительно оставалось одним из последних островков свободомыслия, критической журналистики на телевидении, что-то угрожает. Хотя в России возможно все.
Грани.Ру, 06.10.2005