Кремль вступил в спор об авторстве "Тихого Дона"
Накануне 100-летия со дня рождения Михаила Шолохова российские власти попытались воспрепятствовать популяризации материалов, ставящих под сомнение шолоховское авторство "Тихого Дона".
23 мая в Российской государственной библиотеке должна была состояться презентация документального фильма Исрафила Сафарова "Казак" и книги орловского исследователя Владимира Самарина "Страсти по "Тихому Дону", организованная Ассоциацией исследователей российского общества ХХ века (АИРО-ХХ), независимой студией документального кино "Точка зрения", журналом "Свободная мысль–XXI" и филологическим факультетом МГУ. Фильм посвящен судьбе донского писателя и политика Федора Крюкова, который, по бытующей в литературоведении версии, был истинным автором "Тихого Дона". Владимир Самарин, проведя сопоставление произведений Крюкова и "Тихого Дона", приводит новые доводы в пользу того, что основная часть великого романа написана Крюковым, а Шолохов выступил лишь в роли переписчика и редактора неизвестно как попавшего к нему крюковского текста.
Как сообщили Граням.Ру устроители презентации, руководство Отдела восточной литературы РГБ в последний момент отказало в предоставлении зала под тем предлогом, что как раз в понедельник днем в отделе должна проводиться то ли проверка противопожарной безопасности, то ли санобработка. При этом, однако, сотрудники библиотеки прозрачно намекнули, что соответствующее указание исходит из "здания напротив", то есть из Кремля.
Организаторов мероприятия выручил Музей Маяковского - презентация состоится там в назначенный срок.
Комментарий
Как известно, споры об авторстве "Тихого Дона" начались сразу после публикации первой части романа. И с самого начала советское государство неизменно стояло на стороне Михаила Шолохова. Еше в 1929 году пять руководителей РАПП - Александр Серафимович, Леопольд Авербах, Владимир Киршон, Александр Фадеев и Владимир Ставский, - защищая Шолохова от обвинений в плагиате, писали в "Правде": "Чтобы неповадно было клеветникам и сплетникам, мы просим литературную и советскую общественность помочь нам в выявлении "конкретных носителей зла" для привлечения их к судебной ответственности". Теперь, похоже, эстафету в этом деле приняла посткоммунистическая власть.
В советское время "Тихий Дон" считался (насколько обоснованно - другой вопрос) образцовым соцреалистическим произведением, а его официальный автор к тому же пользовался большим уважением среди публицистов так называемого национально-коммунистического направления (не путать с сегодняшними нацболами), мечтавшими совместить коммунизм с православием, народностью, почвенничеством. Все это они находили в великом романе. А нынешней российской власти, так же мечтающей соединить советское наследие с православием и официальной народностью, "Тихий Дон" и Шолохов тоже пришлись ко двору.
Недаром накануне шолоховского юбилея Госдума приняла в первом чтении специальный закон о казачестве. В возрождаемом опереточном казачестве, не имеющем ничего общего кроме костюмов с героями "Тихого Дона", Кремль видит инструмент борьбы с национально-религиозными движениями на Северном Кавказе и с "оранжевой" революционной угрозой на собственно русских территориях.
Крюков же как автор "Тихого Дона" для властей не годится - Федор Дмитриевич был ярым противником коммунистов. А в книге Владимира Самарина убедительно показывается, что те места романа, где действуют герои-большевики, действительно написаны Шолоховым, но они-то как раз художественно слабы и по стилистике выпадают из романа, зато очень похожи на бесспорно шолоховские куски "Поднятой целины". Между тем основные главы романа, где речь идет о любви Григория и Аксиньи и трагической судьбе казачества, подвергшегося нашествию большевиков, вполне соответствуют стилистике и поэтике Крюкова. Многие же приметы шолоховского черновика, в том числе повтор сходных эпизодов на соседних листах, выдают копирование протографа, где эти эпизоды были вариантами. К тому же ряд примет указывает, что действие происходит в родном для Крюкова Усть-Медведицком округе, а не в районе Вешенской.
Шолохов давно уже стал символом "правильного", послушного власти казачества. Потому и вызывают неудовольствие все попытки поставить под сомнение его авторство "Тихого Дона", особенно в юбилейные дни. Сомневайтесь, мол, но только в будни, а не в праздники. Для того же, чтобы окончательно решить вопрос об авторстве "Тихого Дона", если не сыщется крюковский протограф, надо провести тщательный текстологический анализ шолоховских черновиков и самых ранних изданий романа, сравнивая их пофрагментно как с бесспорно шолоховскими текстами (вторая книга "Поднятой целины", "Они сражались за Родину"), так и с текстами Крюкова. А пока дискуссия должна продолжаться - и, разумеется, без государственного вмешательства.
Борис Соколов
Справка
Михаил Шолохов
Михаил Александрович [р. 11(24).5.1905, хутор Кружилин станицы Вешенской Области войска Донского, ныне Вешенский район Ростовской области], русский советский писатель, академик АН СССР (1939), Герой социалистического труда (1967). Член КПСС с 1932 года. Член ЦК КПСС с 1961 года.
Родился в крестьянской семье. Участвовал в гражданской войне. В 1923 году начал публиковаться в газетах и журналах рассказы, объединенные впоследствии в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба - 1926).
В 1925 Шолохов начал писать "Тихий Дон" (кн. 1-4, 1928-40; Государственная премия СССР, 1941) - роман, принесший писателю мировую известность. Идея исторической закономерности определяет сложность сюжетно-композиционной структуры произведения.
"Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932- 1960; Ленинская премия, 1960) - эпическое повествование о 1930 годе, революционном переломе в жизни деревни, 1-я книга романа в основном строилась как история "дела", история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман.
Во время Великой Отечественной войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями очерки Ш. "На Дону", "На юге", "Казаки" и др. Широкую известность приобрел рассказ "Наука ненависти" (1942). В 1943-44 в "Правде" и "Красной Звезде" начали печататься главы из романа "Они сражались за Родину" (новый вариант - 1969), в котором Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.
Рассказ "Судьба человека" (1956-57) стал заметным явлением социалистического искусства. Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в ее обусловленности, в ее связи с событиями войны - историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека.
Шолохов - депутат Верховного Совета СССР 1-9-го созывов. С 1934 года был членом правления Союза писателей СССР. Член Всемирного Совета Мира. Почетный доктор филологических наук Ростовского-на-Дону и Лейпцигского университетов, почетный доктор права Сент-Андрусского университета. Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями, иностранным орденом. Лауреат Нобелевской премии (1965).
Большая советская энциклопедия