Пресненский суд попытается рассмотреть иск экологов к Минобороне
Пресненский суд Москвы в четвертый раз отложил рассмотрение жалобы экологической организации "Беллуна" на отказ Минобороны рассекретить данные об авариях, произошедших на советских атомных подводных лодках. Как сообщил Газете.Ру адвокат организации Иван Павлов, на этот раз рассмотрение иска было отложено в связи с тем, что у пришедшего на заседание представителя Минобороны было неправильно оформлена доверенность. В связи с этим рассмотрение жалобы перенесено на 16 февраля.
Ранее судебные заседания откладывались из-за неявки представителей ответчика, а также из-за болезни судьи.
Центр "Беллуна" считает отказ Минобороны незаконным. Как ранее заявлял адвокат "Беллуны" Иван Павлов, согласно статье 7 Закона РФ "О государственной тайне", сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также сведения о состоянии экологии, засекречиванию не подлежат.
"Беллуна" обратился в Пресненский районный суд Москвы - место территориальной подсудности Минобороны - с жалобой на отказ Главкома ВМФ Владимира Куроедова рассекретить общественно значимые сведения об авариях на атомных подводных лодках Военно-морского флота СССР полтора года назад. Тогда суд принять заявление "Беллуны" к рассмотрению отказался, сославшись на то, что "это дело, связанное с государственной тайной, должен рассматривать Московский городской суд".
"Между тем, мы как раз настаиваем на том, что в деле государственной тайны нет и сведения, запрашиваемые у Минобороны, не могут быть секретны", подчеркнул Павлов.
В декабре 2003 года Верховный cуд постановил, что жалоба "Беллуны" должна быть рассмотрена Пресненским районным судом Москвы.
Комментарий
В советское время все сведения о различного рода ЧП на атомных подводных лодках были засекречены. Упоминание о катастрофах просачивались в отечественные СМИ только в тех случаях, когда зарубежные источники шумели о них уже вовсю. В 1993 году Россия обзавелась законом "О государственной тайне", который запретил засекречивать сведения "о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях", а также о состоянии окружающей среды. Значит, серьезные неполадки на боевых кораблях с атомными реакторами должны неминуемо становиться достоянием гласности.
Казалось бы, все ясно. Но в 1996 году начинается уголовное преследование Александра Никитина, офицера ВМФ, предоставившего международной экологической организации "Беллуна" данные об авариях и катастрофах на атомоходах Северного флота и о состоянии радиационной безопасности на российском флоте в целом. Через пять лет дело кончилось полным оправданием обвиняемого, но в Минобороны, не говоря уже об ФСБ, и по сей день уверены, что офицер сработал как шпион и должен коротать свой век за решеткой. Почему? А потому что помимо закона о гостайне существует подписанный президентом перечень сведений, отнесенных к гостайне, и обвинение уличало подводника в нарушении положений этого документа.
Эта двойная система действует и поныне. И если адвокатам Никитина удалось отстоять своего подзащитного, то Григорий Пасько уже был осужден и отбывал срок, хотя, если исходить из закона о гостайне, никаких секретов он не выдавал, а наоборот - действовал как добропорядочный гражданин.
Именно наличие двух стандартов в отношении гостайны дает возможность хранителям ведомственных секретов вытирать ноги о закон, прикрываясь подзаконным актом, каковым является упомянутый перечень. Любое происшествие на подводном атомном флоте можно обставить таким образом, что даже простое упоминание о нем в СМИ окажется вопиющим разглашением военной тайны. Как говорится, дело техники. Характерный пример - радиационная авария в Гремихе (Северный флот). О ней никто так бы и не узнал, если бы не сообщение "Беллуны". А ведь первыми такого рода объявления должны делать официальные лица – представители флота и Минатома. Но за преступное умолчание в России никто ответственности не несет. Карают тех, кто поднимает тревогу.
Не секрет, что "Беллуна" давно находится в разработке ФСБ. В поле зрения чекистов попадают и российские граждане, сотрудничающие с этой международной экологической организацией. В формулярах спецслужбы "Беллуна" предстает как типичное шпионское гнездо, работающее под прикрытием экологической и правозащитной тематики. А раз так, то любая исходящая от нее инициатива, любая информация есть не что иное, как маневр иностранных спецслужб. А значит, каждый уважающий себя гражданин, каждый орган власти (суд, разумеется, не исключение) должен давать отпор этим так называемым экологам, руководствуясь не какими-то там законами, а патриотическим правосознанием. Это к вопросу о перспективах дела, которое нынче должен рассмотреть Пресненский суд.
Справка
Из программного документа о миссии "Беллуны" в России
Миссия "Беллуны" состоит в обеспечении прав человека на благоприятную окружающую среду, а также на доступ к информации о состоянии окружающей среды путем глубокого изучения проблем, возникающих в этих областях, и использования профессиональных методов для их решения.
С официального сайта "Беллуны"