Российские талибы хотят остаться на Гуантанамо
Радио "Свобода" обнародовало имена россиян, задержанных в Афганистане и находящихся теперь в заключении на американской базе Гуантанамо на Кубе:
- Шамиль Хаджиев, Башкортостан
- Равиль Гумаров, Башкортостан
- Расул Кудаев, Кабардино-Балкария
- Руслан Одигов, Кабардино-Балкария
- Равиль Мингазов, Татарстан
- Айрат Вахитов, Татарстан
- Рустам Акмеров, Челябинск
- Тимур Ишмурадов, Тюменская область
Радиостанция сообщила, что первый заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников недавно обсуждал в Вашингтоне вопрос о возможной выдаче России этих людей.
Однако родственники некоторых из российских талибов, в частности матери Вахитова и Кудаева, высказываются категорически против этой идеи. Амина Хасанова, мать Вахитова, говорит, что сын пишет ей, что ему на Гуантанамо живется лучше, чем в самом хорошем российском санатории. Она опасается, что в случае экстрадиции он попадет в российскую тюрьму, где ему придется гораздо хуже. Айрат служил имамом в одной из мечетей Татарстана. По словам его матери, в 1999 году он отправился в Чечню, чтобы изучать ислам. Однако он был захвачен боевиками, которые думали, что он является российским шпионом. После освобождения он вернулся в Татарстан, где начал испытывать давление со стороны спецслужб. В результате он решил отправиться в Афганистан.
Нина Адижева, мать Расула Кудаева из Кабардино-Балкарии, заявила, что ее сын отправился в Афганистан, поскольку подвергался в России преследованиям из-за своей религиозной активности. Она заметила, что Расул не воевал в Афганистане, потому что имел слабое здоровье. Она боится, что в России его будут пытать или убьют. "Я обратилась к американскому правительству с просьбой не экстрадировать моего сына", - рассказала Аджиева. "Он не террорист, а жертва политических репрессий", - добавила она.
Комментарий
Когда-то посол Советского Союза в некоей буржуазной стране, получив "телегу" на одного из своих подчиненных, уличенного в каком-то проступке, наложил на нее грозную резолюцию: "Наказать возвращением на Родину". Эта анекдотическая, но правдивая история вспоминается, когда думаешь о судьбах наших сограждан, томящихся в Гуантанамо. Тамошним узникам приходится похуже, чем советским дипломатам: и американские правозащитники, и международные гуманитарные организации не раз выражали озабоченность условиями, в которых содержатся пленники на американской военной базе. Но, как выясняется, российские талибы предпочитают эти условия любому отечественному санаторию и пуще всего боятся отправки в родную страну. И это понятно. По-видимому, у нашей прокуратуры никаких своих обвинительных материалов на этих людей нет. Само по себе участие российских граждан в вооруженных формированиях за рубежом у нас фактически не преследуется: насколько известно, никто из наших соотечественников, сражавшихся в качестве добровольцев либо наемников в Приднестровье и бывшей Югославии, судим и наказан не был. Значит, придется на ходу изобретать, в каких именно преступлениях (скорее всего, терактах) повинны нынешние российские обитатели Гуантанамо. В этом процессе, разумеется, потребуется сотрудничество обвиняемых. А какими методами у нас такого сотрудничества добиваются, слишком хорошо известно.
Дословно
Айрат Вахитов
(Из письма матери в Набережные Челны)
Дорогая мама. Пишет тебе твой сын. У меня все хорошо. Надеюсь, и у тебя хорошо. Надеюсь, что скоро увидимся. Ты часто мне снишься. Отношение к нам хорошее, дали книги. Помещение, постель и место, где я нахожусь, - чистое. Еда вкусная. Короче говоря, ни в чем нет нужды, кроме свободы. Вместе со мной сидят очень хорошие люди. Избиений и унижений здесь нет. Даже голоса не повышают. Я думаю, что в России даже санатория нет, подобного этой тюрьме.
...Я не совершал никакого преступления, поэтому и душа моя спокойна. Проси у Аллаха за меня. Надеюсь, что просьба матери будет услышана.
GZT.Ru, 08.06.2003
Статьи по теме
Россия-мать зовет своих талибов
Россия наверняка не добьется экстрадиции, предъявив "русским талибам" обвинение в терроризме против США или не предъявив никакого. Материалов же об их причастности к терактам на территории России или против граждан России где-либо за рубежом у Генеральной прокуратуры нет. По этой причине она инкриминирует им более легкие статьи.