Washington Post: США допускают пытки в отношении пленных алькайдовцев и талибов
Американская администрация, публично осуждая пытки, негласно допускает использование жестких методов допроса по отношению к подозреваемым в терроризме, сообщает Washington Post. В беседах с корреспондентами газеты сотрудники ЦРУ и других служб безопасности США признали, что к захваченным боевикам "Аль-Кайды" и командирам "Талибана", отказывающимся давать показания, применяются различные формы физического и психологического давления. Их часами держат стоймя, на коленях или в иных неудобных позах, надевают на них черные капюшоны либо замазанные краской очки, лишают сна непрерывным ярким освещением в камерах и т.д. Собеседники Washington Post полагают, что такая практика оправдывается необходимостью.
После 11 сентября 2001 года во всем мире было арестовано почти 3000 лиц, подозреваемых в сотрудничестве с "Аль-Кайдой". Сейчас 625 из них находятся в заключении на американской военной базе в Гуантанамо (Куба). Туда имеют ограниченный доступ военные юристы, журналисты и представители Красного Креста, которые в некоторой степени контролируют условия содержания узников. Однако ЦРУ также располагает закрытыми для посторонних местами заключения - на авиабазе Баграм близ Кабула и на острове Диего-Гарсия в Индийском океане. Есть у ЦРУ и другие, еще более секретные центры содержания пленных за пределами США. К тому же американская разведка часто пользуется в этих целях соответствующими центрами разведслужб других стран. Хотя общественность не располагает прямыми доказательствами жестокого обращения с пленными в американских местах заключения, обращает на себя внимание, что подозреваемые в причастности к терроризму не могут контактировать с адвокатами и сотрудниками гуманитарных организаций. Даже их имена не разглашаются.
Недавно американские военные объявили о начале следствия по факту смерти двух пленных в тюрьме на базе Баграм. Представитель базы сообщил, что по данным вскрытия, один из них скончался от эмболии сосудов легких, а другой - от инфаркта.
Иногда офицеры американской разведки, допрашивая пленных, вводят их в заблуждение, чтобы те считали, что находятся в руках не американских спецслужб, а тайной полиции какой-либо из стран, где пытки широко практикуются. Бывает, что допрос ведет женщина: это психологически мучительно для людей, воспитанных в консервативных исламских традициях.
Представитель Совета национальной безопасности США Шон Маккормак на этой неделе заявил: "Соединенные Штаты обращаются с пленными комбатантами противника, где бы они ни содержались, гуманно и в соответствии с принципами Третьей Женевской конвенции 1949 года". Однако эта конвенция относится к военнопленным, а подозреваемые в терроризме, оказавшиеся в руках ЦРУ, такого статуса не имеют.
В некоторых случаях ЦРУ передает пленных разведслужбам других стран - в частности, Иордании, Египта и Марокко - вместе со списком вопросов, на которые американцы хотят получить ответы. Эта процедура осуществляется вне рамок закона; к тому же речь, как правило, идет о таких странах, где службы безопасности обычно используют пытки. По некоторым оценкам, таким образом уже было передано до 100 пленных. Тысячи других подозреваемых в терроризме были при содействии США арестованы и помещены в тюрьмы в тех странах, где с заключенными часто обращаются с недопустимой жестокостью.
Как заявил Washington Post один американский чиновник, непосредственно участвовавший в передаче пленных другим государствам, "Мы их (пленных. - Ред.) сами не потрошим. Мы их посылаем в другие страны, чтобы их потрошили там".
Еще 26 сентября этого года Кофер Блэк, возглавлявший тогда Контртеррористический центр ЦРУ, выступая на слушаниях, организованных комитетами обеих палат Конгресса по разведке, несколько туманно высказался о новых формах "оперативной гибкости" спецслужб в обращении с подозреваемыми в терроризме. "Это весьма секретная сфера, - сказал он, - но вот что все вы должны знать: одно дело до 11 сентября, другое дело после. После 11 сентября мы сняли белые перчатки".
Комментарий
Статья, помещенная сегодня на первой полосе одной из ведущих газет страны, безусловно вызовет тревогу у американской общественности. Если власти и спецслужбы США в самом деле допускают применение пыток к захваченным лицам, подозреваемым в терроризме, это сильно подрывает репутацию страны, ведущей войну с терроризмом во имя глобальной безопасности и прав человека. Конечно, на наших соотечественников, знакомых с реальностью "контртеррористической операции" в Чечне, сообщения о том, что пленных держат в неудобных позах и надвигают им на глаза капюшоны, особого впечатления не произведут. Весьма вероятно, что в российских СМИ даже появятся комментарии в том духе, что вот, мол, американцы не стесняются пытать пленников - и нам пора тут отбросить всякую застенчивость. Конечно, критерии допустимого у нас и у них очень разные: вряд ли, например, у нас будут задумываться над психологическими переживаниями мусульманина на допросе у женщины. Но американским спецслужбам не стоит равняться на российский опыт. "Допрос третьей степени" есть преступление, не оправдываемое ничем - ни самой тяжкой виной допрашиваемого, ни самой острой необходимостью получить информацию для предупреждения новых терактов. А уж если говорить о Чечне, надо иметь в виду, что жертвами жестокого обращения со стороны федералов там становятся не столько пленные боевики, из которых надо выбить показания, сколько задержанные в ходе облав мирные люди, от которых надо получить выкуп.