статья Явление товарища Ху

Федор Лукьянов, 27.05.2003
Владимир Путин и Ху Цзиньтао. Фото АР

Владимир Путин и Ху Цзиньтао. Фото АР

Если бы не эпидемия атипичной заразы, обрушившаяся на Поднебесную и перепугавшая весь мир, первый заграничный вояж нового лидера Китая Ху Цзиньтао можно было бы смело назвать триумфальным. Четвертое поколение китайского руководства приняло от своих предшественников страну, международное положение которой можно считать почти идеальным. С КНР сегодня заигрывают все, и всякий стремится заручиться поддержкой Пекина, который даже неприятную ему иракскую кампанию США умудрился обратить себе на пользу. В то время как Россия и Франция лезли на антиамериканские баррикады, тщетно пытаясь противодействовать вашингтонскому накату, Китай, который никак уж невозможно заподозрить в симпатиях к американской гегемонии, тихо занимался своими проблемами, а именно – помогал Штатам наладить хоть какой-то контакт с противоположной оконечностью "оси зла", Северной Кореей. В результате и принципы соблюдены (Пекин категорически против действий, идущих в обход ООН), и отношения с Америкой только укрепились (в китайской столице прошли переговоры США – КНДР).

Кульминация нынешнего турне товарища Ху – участие во встрече "большой восьмерки" – закономерное признание значимости его страны и, скорее всего, первый шажок в сторону превращения "восьмерки" в "девятку". По большинству параметров Китай годится для членства в клубе великих даже больше, чем Россия.

Путь на мировой Олимп, который в этом году разместится во французском Эвиане, Ху Цзиньтао начинает в Москве и Санкт-Петербурге, что, конечно, почетно. Впрочем, начать с России китайскому лидеру подсказывает не столько осознание ее политического веса, сколько географическое положение нашей страны – по пути на запад из Пекина ее трудно миновать. С Россией у товарища Ху проблем особых нет. Конфуз со "Славнефтью", якобы обещанной китайцам, но ушедшей российским олигархам за куда меньшую сумму, компенсирован решением строить нефтепровод из Ангарска в китайский Дацин, а не в Находку, как добивались японцы. В данном случае схватка российских лоббистов завершилась победой тех, кто оказался союзником Китая.

В четверг, перед отправлением председателя КНР и президента России на питерские торжества, в Москве пройдет заседание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую помимо России и Китая входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. ШОС – ответ России и Китая на американское присутствие в Центральной Азии, но одновременно инструмент координации интересов Москвы и Пекина в регионе. Россия не в восторге от того, что там вовсю обустраиваются янки, но и китайская активность в бывших советских республиках Средней Азии вызывает настороженность. Так что ШОС – способ дружить таким образом, чтобы всегда держать друга и стратегического партнера под наблюдением. Аналитики не исключают, что со временем внутри ШОС развернется нешуточное соперничество между Москвой и Пекином.

В Санкт-Петербурге китайский лидер сможет пообщаться с главным президентом мира – Джорджем Бушем, которому, несмотря на свойственную консервативным республиканцам нелюбовь к коммунистическому Китаю, Пекин не чужой. Одна из крайне немногих зарубежных поездок, которые Джордж Буш-младший совершил до своего вступления на пост главы американского государства, было путешествие в Пекин, где его папа, будущий президент США, в 1970-е годы служил послом. Возможно, Буш, как он любит это делать, заглянет Ху в глаза, и прозрит его душу, полную светлых помыслов. Путину он заглядывал в душу ровно два года назад в Любляне. Чего Ху Цзиньтао точно не будет делать в Санкт-Петербурге – так это читать наизусть стихи Пушкина. В прошлом году знанием «солнца русской поэзии» блеснул в Царском селе его предшественник Цзян Цзэминь. Ху – первый за многие десятилетия представитель высшей номенклатуры КНР, который не учился в Советском Союзе и совсем не говорит по-русски. Так что "чудное мгновение" вспоминать придется кому-нибудь другому.

Федор Лукьянов, 27.05.2003


новость Новости по теме