ТВ-6 идет на попятный ва-банк
В интриге вокруг последнего в России независимого телеканала произошел еще один поворот "все вдруг". В понедельник, 21 января, гендиректор ТВ-6 Евгений Киселев направил в Министерство печати официальное уведомление о том, что досрочный отказ ЗАО МНВК от лицензии на телевещание, о котором было объявлено ровно неделю назад, является недействительным. Таким образом, письмо на этот счет, адресованное министру печати Михаилу Лесину и подписанное заместителем г-на Киселева Павлом Корчагиным, фактически дезавуировано.
В пресс-службе ТВ-6 сообщили, что письмо Корчагина признано не имеющим силы, поскольку добровольный отказ от вещания не входит в компетенцию менеджмента компании и является прерогативой совета директоров. Однако возьмем на себя смелость предположить, что не эти тонкие, хотя бы и вполне справедливые, юридические соображения послужили причиной неординарного шага, предпринятого руководством телеканала. Ведь если бы оно и дальше пошло по пути сотрудничества с ведомством благожелательного г-на Лесина, то вряд ли кому-то из власть имущих пришло бы в голову ставить на пути этого сотрудничества правовые рогатки. А если бы мажоритарный акционер ТВ-6 Борис Березовский обратился в арбитражный суд, требуя защиты своих нарушенных прав, то исход процесса был бы легко предсказуем.
О том, что государство не очень озабочено правовыми аспектами проблемы, свидетельствует и мгновенная реакция Минпечати на изменение позиции Киселева и его команды. Лесинская контора тут же показала зубы: она назвала действия руководства компании "хаотичными" и заявила, что "эти действия разрушают наметившийся позитивный процесс выхода из кризиса, а также ставят под сомнение саму способность журналистов и действующего менеджмента МНВК вести конструктивный, ответственный диалог и осуществлять эффективную хозяйственную деятельность". Как видим, "конструктивный, ответственный диалог" в понимании министра вовсе не подразумевает рабского следования букве закона.
Однако там, где надо, юридические механизмы работают четко. В тот же день, когда киселевская команда отказалась капитулировать, в Минпечати явились судебные приставы с постановлением Московского арбитражного суда, обязывающим министерство приостановить действие лицензии на вещание ТВ-6. Власть строит свои игры с прессой по известному блатному принципу "вход - рубль, выход - два".
Так что же все-таки побудило Евгения Киселева и его коллег отказаться от принятого было "причастия буйвола"? Возможно, журналисты осознали, что путь сотрудничества с Кремлем ради сохранения независимости ведет их в тупик. После убаюкивающих деклараций президента Путина и премьера Касьянова, в которых выражалось полное сочувствие коллективу ТВ-6 и давались обещания оставить его на канале, г-н Лесин, выступая в субботу в программе "Зеркало" на РТР, разъяснил, что президент и премьер на самом деле имели в виду вовсе не конкретно команду Киселева, а независимые СМИ вообще. А что касается права вещания на частоте ТВ-6, то оно будет разыграно в равной борьбе между конкурентами, как у нас в России и принято, и никаких гарантий отдельным участникам конкурса быть никак не может. К тому же министр дал понять, что если киселевская команда получит право временного вещания на своей нынешней частоте до конкурса, то к участию в конкурсе ее не допустят. Стало ясно, что увязший коготок приведет птичку к бесславной гибели.
В эфире программы "Итоги" Евгений Киселев признал, что решение о капитуляции, принятое руководством ТВ-6 14 января, было "небесспорным как с нравственной, так и с юридической точки зрения". Сегодняшнее решение с этих точек зрения неуязвимо, хотя и грозит г-ну Киселеву и его коллегам серьезными трудностями. Что ж, как известно, когда нет выхода, остается только действовать в соответствии с принципами.