"Агора": За девять лет более 4,5 миллиона россиян попали под слежку
С 2007 по 2015 год суды рассмотрели 4 659 325 ходатайств о контроле и записи переговоров, а также об ограничении тайны переписки. Об этом, как пишут "Ведомости", говорится в докладе "Россия под наблюдением", подготовленном международной правозащитной группой "Агора". По данным авторов доклада, суды удовлетворили 4 517 515 ходатайств - почти 97 процентов.
По словам руководителя организации Павла Чикова, если считать, что у каждого из прослушиваемых было за месяц хотя бы по одному собеседнику, то за последние девять лет минимум 6 процентов населения страны подвергались слежке.
Исследование проводилось на основе открытых источников. Авторы доклада зафиксировали 352 факта использования государственными или близкими к ним структурами слежки в случаях, когда отсутствовали убедительные доказательства криминальной активности граждан и организаций. Самым массовым видом стал сбор биометрической информации - 242 случая.
Так о принудительном фотографировании и дактилоскопировании сообщали активисты, задержанные на Манежной площади Москвы в декабре 2014 года. Также в 2014 и 2016 годах в Крыму принудительно брали образцы слюны для геномной регистрации, заявляют авторы доклада.
На втором месте находится контроль передвижений - 35 случаев. Данные паccажиров правоохранители брали из базы "Розыск-магистраль", куда попадает информация о железнодорожных, авиабилетах и билетах на межобластные автобусы, продающихся только при предоставлении паспорта. В 2005 году база была дополнена разделом, куда включали сведения о потенциальных экстремистах.
На третьем и четвертом местах (28 и 23 случая соответственно) находятся скрытое видео- и аудионаблюдение, а также взлом аккаунтов и перехват электронной переписки. По словам сотрудника центрального аппарата МВД, большая часть запросов в суды касается получения детализации разговоров, без чего сейчас не раскрываются даже кражи мобильных телефонов.
В докладе отмечается, что в России сформирована комплексная система контроля, целевым образом применяющаяся в отношении политических и гражданских активистов. По мнению правозащитников, система, созданная для предотвращения и расследования преступлений, в отсутствие общественного и судебного контроля превращается в инструмент политического сыска.