В Совете Федерации предложили ужесточить наказание за призывы к сепаратизму

Андрей Клишас. Фото: council.gov.ru
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас предложил ужесточить наказание за "публичные призывы к нарушению территориальной целостности России", сообщают "Ведомости". Издание отмечает, что теперь пять лет тюрьмы за "призывы к сепаратизму" могут получить даже рядовые пользователи интернета.
В своем законопроекте Клишас предлагает уточнить действующую редакцию статьи 280.1 УК (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации). Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, изменения требуются для устранения противоречий между статьей 280.1 и более общей статьей 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), поскольку в нынешнем виде сочетание этих статей "создает конкуренцию норм уголовного законодательства и вносит правовую неопределенность".
Новая статья 280.1 появилась в УК в конце прошлого года по инициативе думских коммунистов и предусматривала наказание от штрафа до 300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до трех лет; те же деяния с использованием средств массовой информации караются уже лишением свободы на срок до пяти лет. Клишас предлагает ужесточить имеющиеся санкции (увеличить срок по части 1 статьи 280.1 до четырех лет) и добавить новые - арест на срок от 4 до 6 месяцев, принудительные работы на срок до трех лет и лишение права заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Кроме того, сенатор выступает за изменение формулировки части 2 этой статьи: если сейчас там говорится об использовании "СМИ, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей", то в поправке Клишаса речь идет о "СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетях". Действующая редакция касается только интернет-ресурсов, которые являются средствами массовой информации, а новая редакция статьи "позволит распространить ее действие на все ресурсы сети интернет", отмечается в пояснительной записке. Таким образом в случае одобрения поправки к ответственности за "призывы к сепаратизму" можно будет привлечь любого интернет-пользователя, оставившего соответствующие комментарии на любом форуме или в социальных сетях.
Вместе с законопроектом в пакете документов имеются и официальные отзывы правительства и Верховного суда. В правительственном отзыве есть несколько мелких замечаний (в частности, обращается внимание на то, что в законодательстве не определен термин "электронные сети"), но в целом Белый дом инициативу Клишаса поддерживает. В отзыве Верховного суда также нет никаких возражений.


Статьи по теме

Пройдемте в отделение
Я оправдывал и оправдываю чеченский сепаратизм. Впрочем, как и любой другой. Когда новый закон будет принят, мне останется только распространять свои взгляды через блоги, соцсети и нелегальный самиздат. Но пока закон не принят, я хочу воспользоваться этим, чтобы еще раз через СМИ объяснить, почему я поддерживаю сепаратистов.

Несвобода и независимость
Государственный подход к сепаратизму основан на жажде власти. Приятнее управлять большой страной, распоряжаться большим бюджетом, строить великие планы и устраивать великие бедствия. Жить с размахом, по-крупному. Человек в этой системе неважен, он только винтик большого государственного механизма. И сообщество винтиков тоже не принимается во внимание.