Итоги подвели
Начнем новогоднее обозрение с внешней политики, о которой говорят как о череде побед, приведших наконец Россию в семью западных народов. Так где же Закаев? Как проехать из Калининградской области в Россию и Европу? Как поживает НАТО, рассматривающая в бинокль Смоленск? Как отношения с Ираком, где Вашингтон грозится попробовать "ядерный сценарий"? А с Ираном, которому решительно не нравятся американские базы в Средней Азии и лицемерные задержки с поставками оборудования на АЭС в Бушере Минатомом и "Энергомашем"? Что же будет, если на Украине все же возьмет власть проамериканский претендент на президентское кресло Виктор Ющенко? На эти вопросы не отвечает глава российского МИДа Игорь Иванов, с вечной, того и гляди выпадет, вставной улыбкой.
Внутренняя политика? Здесь свои "успехи". Стоило только, уволив генерала Геннадия Трошева и поменяв премьера, нарушить баланс сил в Грозном, как последовал кровавый теракт 27 декабря. ФСБ и МВД пропустили террористов-смертников к дому правительства точно так же, как террористов Бараева на Дубровку. Что, собственно, контролирует Путин кроме десяти метров кремлевского коридора?
Ельцинская Семья отбилась от "наездов" легковесных "чекистов" и заметно укрепила свои позиции. Взяла "Славнефть". Заставила Путина поручить административную реформу аппарату правительства. (Президент выглядел довольно комично, когда в отместку Михаилу Касьянову, презентовавшему в канун Нового года будущую реорганизацию правительства на своих условиях, вдруг перепоручил эту самую административную реформу Совету Федерации.) "Привинтила" аппарат и денежные авуары "Единой России". Заставляет главу государства принять свои услуги в качестве генерального продюсера его будущей президентской кампании, чтобы разделить с ним запрограммированный мартовский триумф.
Экономический рост? Да, налицо. 4 процента в 2002-м против 5 процентов 2001-го. За счет нефтеэкспорта и роста числа пивных заводов. Реформы? О да. Частная собственность на землю? Пожалуйста. В тех регионах, где она и так была разрешена, она есть. Где ее не разрешали, ее нет. Ни то, ни другое федеральном закону не противоречит. Пенсионная реформа? Благоволите-с. Накопительная часть пенсий, аккумулируемая Пенсионным фондом, вкладывается исключительно в госбумаги Минфина. Но бумаг пока слишком мало, чтобы "всосать" миллиарды Пенсионного фонда. Это ничего: выпустят еще. Обязаны. Правительству вменено наращивать внутренний долг за счет пенсионеров.
Банковская реформа? Тоже не стоит на месте. Правительство в угоду олигархам внесло в Думу законопроект о страховании банковских вкладов. Это уложение аннулирует гарантии ЦБ по вкладам в Сбербанк, где сосредоточено 85 процентов средств граждан. Но взамен распространяет на все комбанки почти невесомые гарантии АРКО. Реформы естественных монополий? Только МПС, и притом без жестких обязательств по срокам. Что касается "Газпрома", то его и тронуть боятся. Ибо выяснилось, что он в одном шаге от банкротства. 70 процентов выручки от экспорта идет на обслуживание долга компании в $14,2 млрд.
А вот РАО ЕЭС, крупнейшая энергокомпания мира, чья рыночная капитализация при Анатолии Чубайсе лишь в полтора раза превышает капитализацию компании мобильной связи МТС. Причудливый, конвульсивный ход законопроектов о реформе электроэнергетики по думским коридорам прямо связан с тем, какую роль сыграет "рубильник" в будущих выборах. Зависит от того, чьи кампании, Чубайса или "семейного" альянса, окажутся первыми в очереди к приватизации генерирующих мощностей. Вот подлинное содержание интриги вокруг реорганизации РАО "ЕЭС".
Наконец, налоговая реформа. Здесь есть одно-единственное достижение – подоходный налог в 13 процентов. И все. Любые разговоры о налоговой реформе, о снижении единого соцналога, например, до 20 процентов от фонда оплаты труда абсолютно бессмысленны. Потому что обналичка зарплатных денег через офшор стоит всего 4-5 процентов. Никто и никогда при зримой либерализации валютного режима не сумеет заставить крупные корпорации платить 20 процентов вместо 4-5. Все это понимают, но продолжают играть в реформу. Не играть нельзя, ибо иначе придется не только вводить жесткий финансовый контроль за капитальными операциями банков и крупных компаний, но и блокировать практику трансфертного ценообразования в экспортных отраслях. А это уже будет означать смерть класса олигархов и их сателлитов.
Все реформы отложены на послевыборный период. А пока Белый дом просто "пилит" финансовые потоки с олигархами и влиятельнейшими губернаторами. "Пилит" нежно и вдумчиво, чтобы и самому не остаться внакладе с бюджетными обязательствами и платежами по внешнему долгу, и олигархам с губернаторами дать возможность помочь президенту победить на грядущих выборах.
Статьи по теме
Итоги подвели
Итоги года сводятся к тому, что итогов нет. Страна впадает в предвыборный столбняк. Внешняя политика состоит из блистательных провалов, внутренняя – из окропленных кровью достижений. В экономике так и не случилось реформ. Главной реформой так и осталось введение 13-процентного подоходного налога.
Ирония судьбы, или С высоким рейтингом
Перед Новым годом страна рапортует Кремлю бодрыми темпами экономического роста и заоблачным рейтингом президента Путина. И все бы хорошо, да что-то нехорошо. Голодают авиадиспетчеры, бастуют дворники, не отапливаются дома, бегут из воинских частей солдаты, плохо с деньгами у богатейших в стране компаний... По мнению политического обозревателя Ольги Романовой, никакого реального противоречия между этими явлениями вовсе нет. В ситуации противостояния "питерских" и "семейных" иначе и быть не может.
"Славянка" прощается с государством
Олигархи думали, что государство продаст чуть менее 20 процентов акций "Славнефти", а Кремль решил – почти 75. Так государство выручит больше. Продадут на открытом аукционе, с приглашением западных аукционистов, с аукционным шагом в $20 млн. Это вам не "Связьинвест" со вскрыванием конвертов. Стартовая цена определена в $1,7 млрд. Эксперты верят, что цена взовьется на $2-3 млрд. Победитель получит 15 млн тонн нефти, добываемой предприятиями "Славнефти" в Поволжье, Сибири и на Ямале, месторождения с запасами примерно на 50 лет бесперебойной работы, Ярославский и Мозырский НПЗ и сбытовую сеть в двух десятках регионов России. Если "Славянку" не возьмет альянс "Сибнефти" и ТНК, то компания отойдет к "Сургутнефтегазу".
Чубайс: от плюса к минусу
23 декабря Совет Госдумы вновь перенес законопроекты о реформе энергетики на весеннюю сессию. Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс потерпел чувствительное тактическое поражение. Дело тут не только в том, что на носу выборы и центристы опасаются голосовать за приватизацию генерирующих мощностей. Все дело в Кремле, а у него, в свою очередь, есть две причины, чтобы притормозить реформы электроэнергетики, - политическая и экономическая.