Мосгорсуд отказался признать незаконным заочный арест Питера Винса
Московский городской суд признал законным отказ следствия отменить заочный арест как меру пресечения для Питера Винса, сообщает Интерфакс. Предпринимателя, бывшего советского диссидента и политзаключенного, учредителя журналистской премии имени Андрея Сахарова обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Ранее такое же решение принял Дорогомиловский районный суд Москвы.
9 августа прошлого года Питеру Винсу было заочно предъявлено обвинение в том, что он умышленно уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость с возглавляемого им бизнеса на сумму свыше 3,34 миллиона рублей. Дорогомиловский суд Москвы постановил избрать Винсу меру пресечения в виде заключения под стражу. На момент вынесения решения американец уже находился вне территории России. Сейчас он живет в Латвии.
Винса обвиняют в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Максимальное наказание по вменяемой ему части 2 статьи 199 УК составляет шесть лет лишения свободы. По словам самого предпринимателя, вступление решения районного суда в силу может стать основанием для обращения с требованием его экстрадиции.
Обвинение Винсу было предъявлено заочно. По мнению следствия, он умышленно уклонился от уплаты налога на добавленную стоимость с возглавляемой им организации ООО "Винланд-ХХI век" за период с января по август 2007 года на сумму свыше 3,34 миллиона рублей. 20 августа прошлого года Винс был объявлен в федеральный розыск, 2 октября – в международный.
Обеспокоенность по поводу уголовного преследования учредителя премии Андрея Сахарова выразили российские правозащитники и политики. Глава московской хельсинкской группы Людмила Алексеева ранее сообщила, что намерена передать письмо президенту США Бараку Обаме с просьбой высказаться в защиту Питера Винса. Письмо Обаме, кроме Алексеевой, подписали лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, а также Борис Немцов и Гарри Каспаров.
С открытым письмом в защиту предпринимателя и мецената к Медведеву ранее обратилась и вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр. Она заявила, что считает дело Винса сфабрикованным и связывает его преследование с тем, что тот учредил журналистскую премию имени Сахарова.
Справка
Питер Винс о себе
Родился я в 1956 году в городе Киеве. В 1976 году вступил в Украинскую Хельсинкскую группу. Первый раз меня арестовали 8 декабря 1977 года в Киеве на железнодорожном вокзале, когда я ехал в Москву для участия в демонстрации на Пушкинской площади в День прав человека 10 декабря. Я объявил голодовку, она продолжалась 21 день, после чего меня освободили. Второй раз я был арестован 15 февраля 1978 года, меня осудили на один год заключения по официальному обвинению в тунеядстве.
Мой дедушка, протестантский священник, был гражданином США, приехал в СССР после революции для осуществления миссионерской деятельности, за которую он был трижды осужден и в 1937 году расстрелян в тюрьме в Омске. Впоследствии в 1960-х годах он был дважды реабилитирован. Мою бабушку, Лидию Винс, в 64 года, уже болевшую раком, осудили за религиозную деятельность и приговорили к трем годам лагерей.
Мой папа, пастор Георг Винс был лидером независимых баптистов в СССР, первый раз был осужден на три года лагерей в 1966 году. Второй раз он был осужден в 1974 году на десять лет, из которых фактически провел в тюрьме пять, поскольку в 1979 году он и еще четыре диссидента были обменены на двух советских шпионов, арестованных в США и приговоренных там к 50 годам заключения каждый. В мае 1979 года мой папа был лишен советского гражданства и выдворен в США. В 1982 году папа был приглашен на прием в Белый Дом, где встречался с Рональдом Рейганом и Джимми Картером; он также встречался с Маргарет Тэтчер. В 1980-е годы мой отец был реабилитирован и указом Президента СССР Горбачева ему вернули советское гражданство.
Мне, как и всем членам нашей семьи, сотрудники КГБ объявили, что у нас есть несколько недель, чтобы покинуть территорию СССР, таким образом в июне 1979 года мы оказались в США, где жили в Бостоне. В 1984 году я получил гражданство США.
Летом 1993 года я приехал работать в Россию, где создал свой бизнес. В 2001 году с согласия и одобрения Елены Боннэр учредил ежегодную премию имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок". Председателем жюри премии является руководитель российского Фонда "Защиты гласности" Алексей Симонов. В состав жюри кроме граждан России – известных журналистов и деятелей культуры входят Пилар Бонэт, корреспондент испанской газеты El Pais; Грегори Уайт, глава московского корпункта Wall Street Journal; Сюзанне Шолль, глава московского корпункта австрийского телевидения ORF.
В 2006 году я был награжден украинским Орденом "За мужество" I степени за участие в деятельности Украинской Хельсинкской группы.
Справка
Открытое обращение к господину Бараку Обаме, президенту США
Уважаемый господин президент США, обращаемся к вам с просьбой содействовать защите от неправомерных преследований в России гражданина США и выходца из России господина Питера Винса, которым обе наши страны могут, как мы считаем, по праву гордиться.
В настоящее время господин Питер Винс проживает в Латвии, где ожидает ареста и депортации в Россию по запросу российских властей.
Осенью 2008 года и в декабре 2009 года господин Питер Винс направил президенту России письма с просьбой о помощи. Первое из них недавно опубликовали российские СМИ. Второе Винс на днях передал в печать.
15 января 2010 года с открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву в защиту господина Питера Винса обратилась госпожа Елена Боннэр, вдова академика Андрея Сахарова. Это письмо также напечатано российскими СМИ.
Господин Винс является гражданином США.
Мы просим вас, господин президент США, ознакомиться с историей преследований в СССР и России представителей трех поколений семьи Питера Винса, включая его самого.
Мы надеемся, что эта история вызовет у вас отклик и сочувствие, а принципиальная гражданская и правовая позиция господина Винса, вызывающая наше уважение, вызовут уважение и у вас.
Мы рассчитываем и верим, что вы предпримете шаги, направленные на защиту господина Винса от грозящего ему ареста и на то, чтобы он и его кампания "Винланд" могли спокойно продолжать работать в России. Возможно, для этого окажется достаточным обратить внимание господина президента России Дмитрия Медведева на то, что дело господина Винса интересует США.
Сегодня господин Питер Винс нуждается в защите страны, гражданином которой является.
С уважением,
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
Лев Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека"
Борис Немцов, член бюро объединенного демократического движения "Солидарность"
Гарри Каспаров, председатель Объединенного гражданского фронта
Справка
Письмо Елены Боннэр Дмитрию Медведеву о деле Питера Винса
Президенту Российской Федерации Д. А. Медведевy
15 января 2010 г.
Господин Президент!
Я пишу Вам это открытое письмо как ответ на Ваше приветствие Международной конференции "Идеи Сахарова сегодня", прошедшей в Москве в декабре 2009 года. В своем приветствии Вы, желая успеха участникам конференции, сказали, что разделяете и поддерживаете идеи Сахарова. Они сжато отражены в его Нобелевской лекции "Мир, прогресс, права человека".
Первые два слова этого названия - "мир" и "прогресс" - относятся ко всему человечеству. А вот "права человека" - это о каждом человеке в отдельности, его жизни, его свободе, достоинстве, и далее по порядку - все тридцать статей Всеобщей Декларации прав человека.
Вот и пишу Вам о человеке. Это Петр Винс. Считайте, что пишу от имени Сахарова, потому что Сахаров в течение многих лет защищал Петра Винса, его отца и его мать, писал о трагедии трех поколений этой семьи. В "Воспоминаниях" Сахарова и в "Дневниках" 25 упоминаний (специально сосчитала по индексу) членов этой семьи и ссылок на письма Сахарова в их защиту. Дед Петра (тоже Петр) дважды сидел в советских лагерях, а в 1937 году был расстрелян, отец сидел дважды, бабушка и сам Петр – он по молодости – сидели только по разу. Преступная семья? Рецидивисты? Нет, просто баптисты, придерживающиеся его нонкорформистского крыла.
В 60-е годы дед Петра посмертно реабилитирован. В мае 1979 года отец Петра пастор Георгий Винс в числе других пяти политзаключенных был обменен на двух советских шпионов. Вслед за ним из СССР были выдворены члены его семьи. В период Горбачева Георгий Винс был реабилитирован и ему было возвращено советское гражданство.
Младший Винс – Петр – учился в Бостоне. По окончании образования занялся бизнесом. Мог, будучи американским гражданином, заняться им в любой стране. Но решил, что будет работать в России.
Вскоре его фирма стала доходным предприятием среднего бизнеса. Тогда он обратился ко мне с просьбой дать согласие учредить прeмию Сахарова "Журналистика как поступок". Он говорил, как много значил для него Сахаров, и хотел таким образом выразить благодарность всей семьи Винсов за многолетнюю их защиту.
Я дала свое согласие как единственный по завещанию Сахарова наследник его авторского права, в которое входит и использование имени. Я очень старый человек, поэтому считаю нужным сказать, что согласно этому же завещанию в случае моей смерти авторское право Сахарова переходит моей дочери Татьяне Янкелевич. Это означает, что и в будущем никто не будет иметь права бесконтрольно использовать имя Сахарова.
Премия была учреждена, было создано жюри. Я войти в него отказалась, полагая, что слишком близка имени, которое носит премия, и могу быть необъективна.
Функционирует премия с 2001 года. И каждый год издаются сборники, включающие статьи лауреатов, номинантов и другие наиболее интересные работы, представленные на конкурс. Последнее присуждение прошло 12 декабря прошедшего года.
Теперь я жалею о своем согласии на учреждение этой премии. Я должна была понимать, что в стране, насквозь пораженной коррупцией, всегда найдутся люди, которые, полагаясь на молчаливое одобрение власти, захотят оттяпать предприятие, приносящее доход, если оно связано со столь одиозным именем. К сожалению, так и произошло.
В сентябре 2007 года в офис компаний, учрежденных П. Винсом (компании "Винланд"), явились 15 человек, которые представились сотрудниками ОБЭП САО г. Москвы и понятыми. Сказали, что пришли для проверки финансовой и хозяйственной деятельности, но предъявить документы, подтверждающие их полномочия, отказались. Они избили юриста фирмы, пытавшуюся остановить их, опечатали сейф, забрали финансовые документы и компьютеры, парализовав таким образом всю работу фирмы – фактически своим разбойным нападением разорив ее.
Многочисленные процессуальные нарушения были обжалованы, и Петр Винс обратился в прессу. Дал интервью и опубликовал в "Новой газете" открытое письмо Вам.
Спустя несколько месяцев в офис Винса поступило письмо из прокуратуры. В нем сообщалось, что деятельность компаний проверена, нарушений не выявлено, в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления. Но в сентябре 2008 года в офисе компаний был вновь проведен обыск сотрудниками ОБЭП, но теперь иного округа – ЗАО г. Москвы.
На этот раз они предъявили документы, подтверждающие их полномочия на проведение проверки. И взволнованных сотрудников компании успокаивали: "Не беспокойтесь, вам ничего не угрожает, нас интересует только Питер Винс".
Эти проверки, допросы сотрудников, изъятия документов закончились в декабре 2008 года возбуждением уголовного дела по подозрению в неуплате налогов одной из компаний "Винланд" по ст. 199 УК РФ.
А в августе 2009 года уголовное дело по факту неуплаты налогов компанией "Винланд" переквалифицировано в уголовное дело против П. Винса.
Органы следствия предложили П. Винсу приехать в Россию, дать показания, извиниться за сделанные им публикации в прессе и предстать перед судом. Не дождавшись извинений, следователь в октябре 2009 года вынес постановление об объявлении П. Винса в федеральный и международный розыск и направил ходатайство в суд об избрании меры пресечения в виде заключения П. Винса под стражу.
И в то время, когда Вы приветствовали Сахаровскую конференцию, точнее 15 декабря, совсем неподалеку от места ее проведения Дорогомиловский районный суд дал санкцию на арест Петра Винса, обвиняемого по статье 199, часть 2 (уклонение юридического лица от уплаты налогов).
Это был уже третий суд. Первый суд (также Дорогомиловский) отказал в применении ареста за необоснованностью требований следствия. Второй суд (Московский городской) отменил решение первого суда и отправил дело на новое рассмотрение. Все три суда проходили в отсутствии подсудимого, так как он в настоящее время находится в Латвии. Адвокаты Винса подали кассационную жалобу. Ответа пока нет.
Такова история этого дела. История типичная и сотни, если не тысячи раз повторенная с малым и средним бизнесом в нашей стране.
У меня нет формальных доказательств, что она связана с учреждением Петром Винсом премии Сахарова. Но внутренняя убежденность в этом есть. Уж больно первый налет на фирмы Винса похож на так распространенный в стране рэкет и требование (не на словах) откупа.
Сходу у рэкетиров не получилось. И потребовалось два года, чтобы как-то оформить, вернее, сфабриковать уголовное дело. А исчезновение при обысках некоторых документов и компьютерных данных ставит юристов, защищающих Петра Винса, в трудное, если не безвыходное положение.
Не скрою, Петр просил меня обратиться к Вам. Он считает, что глава государства, провозгласивший "Свобода лучше, чем несвобода", может и защитить свободу.
Я менее оптимистична. И поэтому советую ему не возвращаться в Россию, чтобы не повторить судьбу Магнитского или многих расстрелянных в московских и других подъездах и на широких площадях наших городов.
А премия? Ну не будет в России премии Сахарова "Журналистика как поступок" – эка беда! Но жизнь человека, которого много лет назад защищал Сахаров, будет сохранена.
Дословно
Питер Винс
Они говорят, мы будем ходить к вам шесть месяцев, год, пока дело не откроем, либо пока вы на колени не встанете. Я пошел к адвокатам, которые специализируются по моей статье – экономической. И вот из пяти, которые оставались, четверо мне сказали, что в течение 24 часов решат все деньгами. Адвокаты мне даже сказали, сколько это все стоит на практике.
В 1990-е годы были бандиты, которые постоянно просили денег. И мы никогда не давали. Сейчас приходят с тем же самым УБЭП. Адвокаты говорят, что этот орган существует не для того, чтобы защищать законность или право, а чтобы собирать деньги.
Грани.Ру, 28.11.2008