Евросоюз: "Восточное партнерство" не направлено против России
Руководство Евросоюза не смогло убедить президента России Дмитрия Медведева в том, что программа "Восточное партнерство" не направлена против России. Как передает РИА "Новости", об этом Медведев заявил на открывшемся в Хабаровске саммите Россия-ЕС. "Некоторые моменты нас настораживают", - сказал Медведев. "Мы считаем своими партнерами Евросоюз, и Евросоюз также считает, и мы намерены это партнерство развивать, насыщать новыми возможностями, содержанием и так далее", - сказал он.
Вместе с тем, по словам Медведева, для российской стороны пока "не очень понятно, в каких формах "Восточное партнерство" будет реализовываться". "Вроде бы смысл этого партнерства состоит в развитии именно экономической сферы, различных возможностей для ряда государств Восточной Европы. Но что смущает - это то, что для некоторых государств и со стороны некоторых государств это партнерство воспринимается как партнерство против России", - сказал он. Медведев добавил, что не имеет в виду руководство Евросоюза - речь идет о других государствах.
"У нас есть партнерские отношения с Североатлантическим блоком. Но несмотря на, казалось бы, специальную форму отношений, при испытании этих отношений эта форма показала свою слабость. И попытки сейчас восстанавливать взаимоотношения между Россией и НАТО наталкиваются на значительные сложности, - сказал Медведев. Здесь, конечно, нет прямой связи и корреляции с "Восточным партнерством", но мне бы не хотелось, чтобы это партнерство консолидировало отдельные государства, которые настроены антироссийски, с другими государствами Европы", - заявил президент России.
В свою очередь, президент председательствующей в Евросоюзе Чехии Вацлав Клаус повторил, что "Восточное партнерство" не направлено против России. "Мы обсудили эту проблему на утренней встрече. Мы постарались заверить президента Медведева, что идеология "Восточного партнерства" - ради чего-то позитивного и что это партнерство не против кого-то и тем более, не против России. Я хочу заверить президента Медведева, что это наша позиция", - подчеркнул Клаус.
Со своей стороны, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что концепция "Восточного партнерства" - "за процветание и стабильность". "Мы считаем, что это в интересах как Европы, так и России, чтобы была стабильность в тех странах, которые являются соседями Евросоюза и России", - сказал Баррозу. По его словам, некоторые страны хотели бы присоединиться к ЕС, однако в Брюсселе считают, что они пока к этому не готовы. "Мы отложили эти обращения, но образовали "Восточное партнерство".
Комментарий
Безусловно, "Восточное партнерство" – это объединение бывших советских стран, которые выходят из поля влияния Российской Федерации и переходят в поле влияния Европейского Союза. Но сегодня эти страны еще не готовы, чтобы даже в обозримом будущем претендовать на членство в Евросоюзе, и "Восточное партнерство" есть фактически форма переходного политического объединения – из зоны российского влияния в зону влияния нероссийского. И в этом смысле реакция Медведева вполне объяснима.
Но укорять в том, что "Восточное партнерство" формируется, и в том, что те страны, которые еще 10 лет назад были пророссийскими, сегодня становятся проевропейскими, Кремль может только себя. Потому что именно при Владимире Путине на протяжении нынешнего десятилетия Россия утратила статус модератора постсоветского пространства и ключевого фактора влияния на пространство бывшей империи. Это было связано во многом с тем, что Россия предала забвению свои геополитические интересы и полностью подчинила весь государственный механизм влияния на постсоветском пространстве коммерческим интересам группы крупных бизнесменов, в том числе и топ-менеджменту сырьевой корпорации.
Фактически остаточное влияние России на постсоветском пространстве стало инструментом в руках и бизнеса, который занимался приватизацией в постсоветских государствах, расположенных на западе бывшей российской империи, и в руках Газпрома, который пытался добиться оптимальных результатов ценой российского авторитета. Поэтому сегодня даже Белоруссия, которая еще несколько лет назад была ключевым союзником Российской Федерации и, казалось бы, другом на век, сегодня дрейфует уже в другом направлении и стремится к членству в "Восточном партнерстве". "Восточное партнерство" воссоздает модель существовавшего в средние века российско-литовского княжества – славянского государства, но основанного на совершенно иных принципах и стремящегося к европейским формам политического устройства и политических ценностей.
Этот процесс необратим постольку, поскольку Россия утратила влияние на сопредельные страны. Поэтому обижаться на Евросоюз абсолютно бессмысленно. В политике, как и во многих других сферах, действует принцип: природа боится пустоты, и та пустота, которая образовалась после политического ухода России, немедленно заполняется Евросоюзом. Страны-члены "Восточного партнерства" с открытыми глазами и осмысленным желанием идут навстречу Евросоюзу и в направлении от России. И если Кремль хочет что-то здесь изменить, то нужно изменить свою собственную политику, а не обижаться на Евросоюз.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии
Справка
"Восточное партнерство"
В программу ЕС "Восточное партнерство", принятую по инициативе Польши и Швеции и утвержденную 27 странами ЕС в декабре 2008 года на саммите в Брюсселе, входят Азербайджан, Белоруссия, Украина, Армения, Молдавия и Грузия. Целью программы является приведение указанных стран в соответствие со стандартами ЕС без принятия в состав организации. Программа предусматривает более тесное партнерство этих стран с ЕС в экономической и политической сферах.