О том, как поссорились
Нет, об этом нельзя говорить. И даже думать страшно. Два человека, ум, честь и, вне всякого сомнения, совесть нашей эпохи, президент и премьер, глава государства и национальный лидер, надежда и опора, ученик и учитель - и между ними пробежала черная кошка? Ученик стал делать что-то вопреки обожаемому учителю? Да не может быть этого! Не для того избирали, не для того так долго лепили преемника, чтобы он вот так с первых месяцев не оправдал ожиданий.
Может, и не заметили бы намечающегося неблагополучия, если бы не популярный телеведущий, призвавший в собственном блоге беречь тандем. На российских федеральных каналах остаются работать телеведущими те, кто не просто интересуется настроением власти, но тонко чувствует первые признаки неблагополучия. И, как чуткий камертон, излагает эти принципы в своих личных записках. Потому что неблагополучие во взаимоотношениях Путина и Медведева - личная проблема каждого, кто так или иначе связан со властью. Потому что каждый связанный с властью - и проницательный телеведущий, по долгу службы интересующийся реальной жизнью, и выдающийся политтехнолог из президентской администрации, с этой самой реальной жизнью не дружащий, - еще недавно был убежден, что система должна работать как часы.
А между тем история учит нас совсем другому. Даже родные братья ссорились из-за власти. Даже замечательный товарищ Рауль Кастро правит Кубой совсем не так, как его не менее замечательный предшественник. Это же проще пареной репы: сидит такой младшенький на приставном стульчике, смотрит, как старший брат командует войсками, и мечтает о времени, когда он сам будет управляться с хозяйством, трубить в горн и разрешать мобильные телефоны. А брат все правит и правит, все правит и правит, все правит и правит. И вот когда наконец власть выпадает из слабеющих рук старшего товарища, младший проявляет всю свою прыть, заодно разгоняя братниных выдвиженцев. А ведь Путин и Медведев даже не родные братья - или я что-то путаю?
Миф об учителе и ученике тоже сильно преувеличен. Медведева воспитывал вовсе не Путин - хотя сам Владимир Владимирович, наверное, считает иначе. Дмитрий Анатольевич обязан своим политическим стартом Анатолию Собчаку, а политической школой - Александру Волошину. А это признанные мастера аппаратного маневра. Так что совершенно естественно, что на вершине власти бывший собчаковский студент и волошинский заместитель стал проявлять качества, которые скрывал в путинской свите.
Кроме того, тандем задумывался, когда еще была вера в возможность вечного беззаботного сидения на нефтяной печи. Но со времени избрания нового президента России произошли очевидные изменения в самоощущении российской политической элиты. Новый рейтинг миллиардеров "Форбса", не оставляющий камня на камне от былых финансовых репутаций, может дать приблизительное представление о том, что стало со скрытыми состояниями российского чиновничества.
Понятно, что в такой ситуации многие могут нервничать - и в окружении президента, и в окружении премьера. И вместо дружной работы по демонстрации телевизионных достижений пытаются просто спастись. А спасается каждый как умеет. Поэтому замеченные проницательным телеведущим трещинки во взаимопонимании между президентом и премьером - это всего лишь капли весеннего дождя перед летней грозой и осенним наводнением. Что поделаешь, даже телевидение не может отменить осадки!
Статьи по теме
Когда же они сымутся
Диме ужасно хочется не только казаться умненьким, но и быть суровым с самим Сечиным, а где-то даже несколько брутальным, как дядя Володя. Но у дяди Володи совсем другая органика - недаром же он с гордостью говорил, что в детстве был настоящей питерской шпаной.
Кардинальная проблема короля
Путин живет в свободной России – что хочет, то и делает. Медведев, назначенный Путиным, живет в СССР застойных времен, и это уже начинает его тяготить. Но силы пока неравны, и он бунтует со всей осторожностью. Деликатно выражает недовольство, когда уж совсем подопрет.
Что подделать?
Партиями-спойлерами дело не ограничивается. Собственно имитационная (или фасадная, как угодно) демократия, возведенная под именем демократии суверенной в ранг идеологии, является спойлерской. Вся в целом как система и отдельные ее институты - президент Медведев, Общественная палата... Вплоть до творческих союзов и корпораций.