Осужденным смогут увеличивать срок наказания
Депутаты Госдумы единогласно поддержали правительственный законопроект, позволяющий пересматривать обвинительный приговор, даже если осужденному может грозить увеличение срока наказания, сообщает "Газета" (GZT.Ru). В действующем законодательстве изменить приговор в сторону ухудшения при пересмотре судебного решения в порядке надзора невозможно.
Законопроект в виде поправки в статью 405 Уголовно-процессуального кодекса был внесен в Госдуму в январе прошлого года. При этом де-факто подобная практика существует уже более трех лет, так как соответствующее постановление Конституционного суда, на которое ссылались потерпевшие или прокуроры, появилось еще в мае 2005 года.
За прошедшие три года, по словам первого зампреда думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Груздева, было пересмотрено несколько десятков дел. К делу можно вернуться в течение года, и только в том случае, если при его рассмотрении были допущены фундаментальные нарушения Уголовно-процессуального законодательства, повлиявшие на законность приговора или решение суда.
Депутаты одобрили поправки, внесенные в правительственный законопроект Груздевым и председателем комитета Павлом Крашенинниковым. Они дают исчерпывающий список нарушений, позволяющих пересмотреть дело в сторону ужесточения приговора. К ним относятся вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных, нарушение тайны совещания судей или присяжных при вынесении решения, а также использование судом недопустимых доказательств.
Дословно
Владимир Груздев
Законопроект и наши поправки, с одной стороны, защищают права осужденных, а с другой – дают шанс потерпевшим добиться пересмотра дела в порядке надзора. Сейчас, если человек был оправдан, то пострадавшая сторона не могла оспорить это решение. Так, в Тюмени по каким-то причинам был оправдан врач, не оказавший вовремя помощь человеку с сердечным приступом. Если бы не постановление КС, родственники умершего пациента так и не смогли бы наказать врача за халатность.
"Газета" (GZT.Ru), 19.02.2009
Лев Левинсон
Поправки исключают из Уголовно-процессуального кодекса одну из самых важных либеральных норм. Среди коллегии суда присяжных всегда можно найти человека, который что-либо скрыл о себе или попросту был подсадной уткой следствия. Ни для кого не секрет, что суды присяжных все чаще выносят оправдательные приговоры и наличие нормы об отмене их решения позволит обвинителям добиваться нужного им вердикта уже у нового состава народных судей. Из-за расплывчатых формулировок фундаментальных нарушений прокуроры смогут добиваться пересмотра дел сплошь и рядом, мотивируя это интересами потерпевших.
"Газета" (GZT.Ru), 19.02.2009
Игорь Трунов
Это общая тенденция, которую задали еще во времена Ельцина, крайне опасная для нашего государства и ущербная по своей юридической сути – вера в то, что репрессия может победить преступность. И все последние законопроекты носят репрессивный характер. Это мнение, что путем ожесточения борьбы, увеличения сроков, путем сокращения прав и свобод человека можно переломить преступность. Это ущербное мнение. Возникает аналогия с борьбой с алкоголем – ни один сухой закон не дал положительного эффекта. Более того, в Америке сухой закон привел к возникновению организованной преступности, с которой до сих пор не могут разобраться.
Сегодня наш Уголовный кодекс гораздо жестче, чем при Сталине, как по срокам, так и по системе наказания и альтернативным мерам наказаниям. Эта тенденция уже дает свои плоды: вал преступности в Москве – на 16 процентов увеличилось количество убийств. Наше первое место в мире по количеству несовершеннолетних осужденных – это отложенная проблема. Завтра они станут преступниками потому, что нет ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Этот миллион заключенных питает организованную преступность, и никакая борьба, никакое увеличение штата и усиление не дает положительного эффекта. Что нам может дать очередная репрессивная поправка в законодательстве? Мы и так на первом месте по количеству тяжких преступлений и убийств – благодаря нашим депутатам, где действует лобби силовиков обвинительного уклона. Они не понимают юридического значения того, что принимают.
Грани.Ру, 19.02.2009
Генрих Падва
Речь идет о том, что в порядке надзора могут быть отменены приговоры, за мягкостью, а дело может быть направлено на новое рассмотрение. Судьи сами не могут ухудшить или добавить срок, они могут только отменить решение и направить дело на новое рассмотрение. Это, конечно, ужасно антидемократическая норма, которая позволяет обвинению добиваться отмены приговора тогда, когда они будут субъективно считать, что срок, определенный судом, является недостаточно жестоким. Я убежден, что это норма, которая не должна существовать в нашем законодательстве. Даже во времена очень тяжелые с точки зрения репрессий не существовало такой меры. А теперь, когда многие законы становятся более либеральными, демократичными, удивительно, что она появилась.
Грани.Ру, 19.02.2009
Статьи по теме
Госизменения
"Здравствуй... лагерь - Новый год!" Под таким лозунгом проходит общественное обсуждение законодательных новаций властей: понятия "госизмена" и "шпионаж" расширяются, а судить за эти и прочие виды крамолы будут без присяжных. Говорят Лев Пономарев, Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина и другие.
Находка для "шпионов"
Теперь эта власть, желающая превратить весь народ в ликующую гопоту, добралась до присяжных. Она шла к этому восемь лет, уничтожая свободу слова, унижая интеллигенцию, избивая несогласных, превращая оппозиционеров в маргиналов. "Шпионов", "террористов", "диверсантов" и "мятежников" собираются судить по упрощенной схеме.
Двенадцать независимых?
Власть приспосабливает суд присяжных к своей вертикали, но процесс дает сбои: примером тому "бунт" присяжных на суде по делу об убийстве Анны Политковской. Насколько эффективен суд присяжных в России сегодня? Говорят видные отечественные юристы: Генри Резник, Тамара Морщакова, Сергей Пашин, Юрий Шмидт и другие.