статья Напрасная жертва?

Лидия Графова, 26.01.2009
Лидия Графова. Фото из архива автора

Лидия Графова. Фото из архива автора

Сегодня, 27 января, идет девятый день после расстрела адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Осознало ли наше общество, что эти двое пожертвовали своей жизнью, чтоб вразумить нас?

С Останкинского кладбища трудно выбираться, пришлось останавливать левака. "С похорон? - поинтересовался водитель. - Девчонку очень жалко. Она-то пострадала за что?" Адвоката он не жалеет: "Ну, тот докричался". Дальше, разумеется, про "героя России Буданова". Отмотал, мол, человек чуть не весь срок, но вот суд признал свою ошибку, выпустили его наконец. "Так чего же теперь эти крикуны хотят? Надоели!"

Такое вот расхожее мнение.

И как тут объяснишь, что Станислав Маркелов казнен за то, что самоотверженно защищал истину и верховенство права (он и создал Институт верховенства права). Да ведь этот адвокат наше право на достойную жизнь, свободу каждого из нас по сути защищал. И пусть не всем понятны (и нужны ли?) эти высокие материи, но сейчас-то речь о душераздирающей трагедии. Как можно хотя бы не посочувствовать его близким?

А Россия считается христианской страной. Вспомним: Стас и Настя погибли 19 января, в великий праздник Крещения. Для показательной казни был выбран удачнейший фон: храм Христа Спасителя, за ним - Кремль. В храме в момент расстрела было, наверное, людно. Крещение - один из самых радостных и чтимых православных праздников. В этот день "вопиющий в пустыне" Иоанн крестил взрослого Христа. И объяснял народу, что это крещение водой, но вот пришел Тот, кто станет крестить Духом Святым. Тот, кто взял на себя грехи мира, и верующие в Него спасутся, обретут жизнь вечную.

Хоть Стас называл себя атеистом, вся его короткая, пламенная жизнь - следование заповедям Христовым. Мне посчастливилось знать Маркелова лично, с полгода он работал юристом в нашей общественной организации, сотни переселенцев благодарно помнят его. Подзащитными Маркелова становились самые обездоленные и гонимые. Знаменитым его сделал суд над Будановым, но сколько же негромких побед успел он одержать до и после. Наберите в интернетовском поиске его имя и фамилию: по процессам, в которых Стас участвовал, можно изучать историю современного правозащитного движения. И при этом всегда доступный, легкий, ироничный. Красивый, как киногерой. Поразительное дело: неустанно сражаясь со злом, он ничуть не озлобился. Свет доброжелательности исходил от него. Общаясь с ним, невозможно было не улыбаться.

Судя по отзывам, такой же радостный свет, такая же энергия добра отличали и Настю Бабурову. Неслучайно же из всех присутствовавших на той пресс-конференции именно она сопровождала Маркелова. И не потому что снова брала у него интервью. А потому оказалась рядом, что родственные у них были души. Настя из той бурлящей молодежной среды, которая то и дело поставляла Маркелову клиентов, нуждающихся в его защите.

Она, внештатница "Новой", не успела достичь особых успехов в журналистике, но в последний миг своей короткой жизни успела совершить настоящий подвиг - бросилась ловить убийцу. Маленькая, улыбчивая, с голыми руками - за вооруженным зверем. Студенты журфака рассказывают, что Настя занималась китайской борьбой. Поэтому такая смелая? Нет, это был нерассуждающий порыв сердца: немедленно остановить зло. И неслучайно же, не зазря она погибла. Сказано в Евангелии: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих".

У Бога, как сказано, все живы. И для тех, кто истинно верует (а не только стоит в праздники перед аналоем со свечкой), есть великое утешение: нашим погибшим героям уготована жизнь вечная. И славная. Так что в жалости они не нуждаются. Скорее себя мы должны бы пожалеть. Многие мужчины, бросив в могилу Стаса прощальную горсть земли, потом крестились. Почему-то только мужчины.

Похоронили его на хорошем месте, сразу у входа, рядом с кладбищенской церковью. Журналистов с фото- и телекамерами было ненамного меньше, чем пришедших с цветами. Тьма журналистов, и в основном иностранцы. Мир ведь содрогнулся от показной наглости столь подлого преступления.

А наше общество будто и не заметило этот адресованный ему вызов: мы, мол, уже ко всему привыкли. Заказные убийства стали повседневностью. Ни одно из них до конца не раскрыто. Порой кажется, что это гуляет по стране некая бесовская сила, оставаясь неуловимой. Или же ее и не пытаются всерьез ловить? Люди признаются. что страшно становится выходить на улицу.

Наша Россия, конечно, не Греция. Там родина демократии. Там случайное (не заказное!) убийство подростка вызывает бурю негодования в обществе. Но ведь потом тысячные толпы выходят на улицы и начинают все громить. Так, может, это и хорошо, что пока нет у нас гражданского общества и что народ безмолвствует? Предупреждал же еще Пушкин про русский бунт, бессмысленный и беспощадный. И пусть, мол, замолчат эти "надоевшие крикуны" - правозащитники. Сегодня вон кризис крепчает, о хлебе насущном надо заботиться.

Некоторые спрашивают: "Ты же Маркелова знала, скажи, какая из версий кажется тебе самой реальной?" Отвечаю: все! "Заказать" неугомонного адвоката было выгодно и подонкам из неонацистского подполья, которое он копнул, и поклонникам "обиженного" Буданова, и содержателям тайных чеченских тюрем, где бесследно исчезают люди, и сотрудникам силовых ведомств, чьи коррупционные связи Стас раскрывал. Свести с ним счеты могла даже такая мелкая мразь, которая сегодня никому и на память не приходит. Да и не наше это дело - гадать. А то получается, что нам специально подкинули запутанную колоду карт и мы покорно раскладываем пасьянс. Это, конечно же, обязанность органов - найти и наказать. Но до чего ж беспомощно, почти кощунственно звучит: пора положить конец этому беспределу! И, может быть, даже к лучшему, что на этот раз нам никто ничего не пообещал.

Думающие люди сами должны осознать, что зло человеконенавистничества, которое мы упрощенно называем "фашизмом" , потому и остается безнаказанным, что основная часть нашего населения (да, уставшего от разных невзгод и разочарований) остается равнодушным к тому, что происходит рядом. Давайте признаемся себе: многих ли из нас, считающих себя интеллигентами, до глубины души потрясла, заставила не спать по ночам эта новая страшная трагедия? Многие ли места себе не находят, терзаясь вопросом: что лично я могу сделать?

Это в Интернете, на сайтах разных правозащитных организаций (в основном молодежных) идет страстный разговор о причинах случившегося. И они, молодые, предъявляют счет и самим себе, что обнадеживает. (Слава Богу, таких гражданственных сайтов во много крат больше, чем мусора недоумков, от которого, когда натолкнешься, волосы дыбом.) Однако подавляющее число сочувствующих взрослых все-таки спешат забыть, отгородиться от опасности, нависшей над всем нашим обществом: ну, меня это не касается, и вообще - что ж я могу сделать?

Можно сколько угодно возмущаться бездействием властей и правоохранительных органов, но лучше они не станут, пока не возвратится в общество забытое в советские времена понятие греха. "Нет ничего тайного, что не стало бы явным". И существуют же в мире такие тонкие, таинственные связи и закономерности, на которые влияет не только видимое, но и то, что происходит сразу во многих человеческих душах.

Пока же мы, большинство из нас, не поймем, что эти двое погибли ради нас и самой своей гибелью продолжают защищать нас, самая горькая вина за трагедию - наша вина.

Лидия Графова, 26.01.2009