статья Тупость не порок

Яков Кротов, 11.11.2008
Яков Кротов. Фото Граней.Ру

Яков Кротов. Фото Граней.Ру

Гордыня и властолюбие искуснее всего маскируются в заботу о человеке. Самый яркий и опасный пример – милитаризм. Примитивный милитаризм заботится о ближних, обороняя их и в процессе обороны уходя за тысячи километров, так что ближний – если он выживет – превращает в очень дальнего. Утонченный милитаризм заботится о дальних, покидая родной дом, чтобы лучше стало жить в соседнем. В обоих случаях инструмент заботы – насилие; соответственный и результат. Это не означает, что защищать людей в принципе нельзя, - только не оружием это делается.

Менее яркий, зато более распространенный пример – обучение. Когда один взрослый и свободный человек обучает другого, то один из них уподобляется ребенку, а другой – Богу. Сидящий во мраке и несущий свет. Несовершенный и совершенный - во всяком случае, в каком-то отношении. Не знающий физики и знающий физику. Это не означает, что физике нельзя учить в принципе, - это означает, что нельзя учить человечности.

Христианство обычно упрекало гностиков и вообще "сектантов" в отрицании свободы каждого человека, но на деле оно само этим страдало и страдает. Только это страдание христианства, а отдельные христиане этим наслаждаются. Речь вовсе не идет о православном старчестве или католическом "магистериуме". Тут как раз все сделано грамотно: полномочия учителя (старца, епископа) четко определены именно для того, чтобы учитель не подменял собой Бога, а ученик оставался человеком, а не превращался в марионетку. Яд руководительства отравляет верующих более тонким образом, побуждая одних играть в мистиков, а других - в чающих света именно через других людей. Однако это уже чаяние не света, а просвещения, не общения с Богом, а подчинения человеку, не свободны, а садомазохистской игры, где обе стороны грешат для обоюдного удовольствия, хотя и по-разному.

Впрочем, в современном мире ересь просвещения распространена больше именно как ересь Просвещения: вера в то, что разум хорош только при должном руководстве сверху. Сам по себе человек, сколь бы взрослым он ни был, – пустой мешок, слепец, которого всякий может обмануть, который легко поклоняется идолам, лишь бы они были говорливые и соблазнительные. Это светская форма гордыни, которая в религии побуждает человека относиться к окружающим как к быдлу, которое идет за проповедником наиболее красноречивым, обещающим наибольшие удовольствия или награды. Под всем этим, разумеется, таится колоссальный комплекс неполноценности, когда считают свою церковь не такой красивой и красноречивой, как у конкурента, - зато умной!

За мной не идут? Так это потому, что ищут легких путей, которые всегда порочны. Меня не слушают? А это они думать не хотят! Слепые ищут слепых в учителя, а я зрячий!!!

Такие причитания в современном мире обычно исходят от тех, кто не в Бога верует, а в Науку, Образование, Просвещение. Большие буквы напоминают, что это идолы. Это вовсе не нормальная наука, образование и просвещение, которые должны быть, как должны быть деревья, ручьи и камни, и из которых поклонники делают идолов. Было дерево, его срубили, превратили в столб с лицом, вкопали, заставляют ему поклоняться… Таково Просвещение с большой буквы – идеология, отрицающая не только идею человека, что простительно, но отрицающая человека как реальность.

Реальность ведь такова, что отнюдь не от уровня образования и культурности, не от школы или университета зависит способность критически мыслить. Все это, к счастью, есть безо всякого "Просвещения". Так и способность к нравственному суждению вовсе не следствие веры, тем более не следствие религиозного просвещения, образования, а следствие человечности. Фанатики Просвещения противопоставляют толпу, быдло, деревенщину, необразованную массу – просвещенным культурным людям. Первые – легкая жертва любого демагога, вторые – надежда и утешение человечества.

Только недостаточной образованностью можно объяснить подобное заблуждение. Интеллектуальное просвещение никого и никогда не спасало от иррациональности, как религиозное просвещение никого и никогда не спасало от греха. Гитлер, бен Ладен, Ленин - люди с неплохим образованием и с очень критическим мышлением. Большевизму и нацизму сопротивлялись люди с самым разным образованием, с разными религиозными или безрелигиозными взглядами. Шли за ними тоже разные люди. Атомную бомбу изобрели и сбросили люди очень просвещенные. Бесполезны все попытки установить прямую зависимость между уровнем просвещения – любого – и выбором человека в нравственных и идейных ситуациях.

Поклонники разума не видят разумности в тупости – той тупости, которую в зависимости от настроения называют торможением или здравым смыслом. Здравый смысл сам по себе – всего лишь интеллектуальные тормоза, фильтр, который производит самую первичную, очень поверхностную и быструю проверку новой информации на истинность. При этом действует презумпция виновности: новая информация, предполагает здравый смысл, есть ошибочная информация. Это вовсе не глупо - это один из инструментов выживания в насыщенной новой информацией среде. Через этот здравый смысл можно прорваться ложью, притворившись почтенной старой идеей.

Именно отсюда миф о легкости, с которой "быдло" поддается внушению. Да нет, легко мы поддаемся лишь такому внушению, которое ничего нового не несет и ни к чему новому не призывает. Такое внушение безобидно и, главное, безрезультатно. Крестьянин покорно кивает головой, но ничего не меняет в своей жизни. В крайнем случае он поменяет статуэтку Перуна на икону Христа, но молиться будет по-прежнему, любить по-прежнему, ненавидеть по-прежнему.

Тугодумие – очень правильная стратегия разума, как и то, что у орехов есть скорлупа, защищающая от гнили. Через тугодумие можно прорваться – это и называется "просвещение". Просвещение должно быть именно усилием, соревнованием, а не простым уколом, доведением до чужого сознания свежих открытий. Люди, которые жалуются на тугодумие и идиотизм окружающих, просто не умеют увидеть в других защитные механизмы, которые помогли им не поддаться лжи и найти истину.

Да, есть крестьяне, которые могут быть названы "тупыми". Но есть и такие профессора.

Современная Россия, во всяком случае, есть яркий пример того, как и высшее образование, и вера не помогают, если человек решил править, рулить, руководить – в пределах своей семьи, дома, страны. Неверие и необразованность тоже, конечно, не помогают.

А что помогает? Помогает перестать относиться к человеку как к замкнутой в себе монаде, которая лишь потребляет, переваривает и затем извергает наружу отходы и мысли. Не критическое мышление само по себе, а критическое мышление в общении с другими, в состязании, сотрудничестве, диалоге. Не религиозность сама по себе, а религиозность в общении с другими, в состязании, сотрудничестве, диалоге.

Это всё азы, но в России по сей день под "общением" подразумевают растворение в коллективизме, как под "единым домом" подразумевают общую тюремную камеру, куда и стремятся затащить побольше хороших людей, от абхазов и украинцев до эстонцев и британских морей. Спасение от этого не во внутренней эмиграции, не в озлобленном оплевывании всех и вся, кто заслуживает (действительно, заслуживает) оплевывания, не в насаждении "Религии" или "Просвещения", а в кропотливом, ежедневном созидании связей с другими людьми.

Чтобы этим заниматься, не обязательно веровать (где обязательность, там вера заканчивается), обязательно – доверять себе и окружающим. Не обязательно заканчивать университет (иначе из "академии" Лубянки выходили бы самые мудрые правители) - обязательно критически относиться к любым идеям, начиная со своих, и обсуждать их с окружающими, а не только бурчать себе под нос. Не обязательно творить, но обязательно делать, а не ограничиваться декларациями о себе, любимом.

Яков Кротов, 11.11.2008