И Константин берет Пандору
Похоже, шовинистический угар, сплотивший народ и власть в ходе войны между Россией и Грузией, "достал" даже вполне лояльных к современной российской власти людей, таких, как владелец и главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков. Отдельные пассажи его статьи "Ящик Пандоры для России" будто написаны непримиримым противником режима.
Чего стоят строки о пятиминутках Михаила Леонтьева на Первом канале с их "горячим дыханием ненависти" и о том, что "у многих так называемых "записных патриотов" блогосферы буквально сорвало крышу в припадке ностальгии по прошлому величию". Бьет в точку сравнение Ремчуковым кремлевских идеологов-пропагандистов с теми, кто требовал "смерти троцкистско-бухаринской сволочи..." и с теми, кто "всегда одобряет любые репрессии против своего народа". Верно и то, что люди "прохановско-дугинского типа" и сегодня жаждут разоблачения и уничтожения "пятой колонны" внутри страны.
Однако призывы г-на Ремчукова "наконец-то понять, что в интересах России – подвергать скрупулезному анализу мотивы и последствия тех или иных решений высшего руководства" безнадежно запоздали. Бессмысленно призывать "пишущее сообщество" к гражданской ответственности и напоминать ему о его предназначении. Лилия Шевцова еще два года назад верно заметила, что представители этого сообщества "сами – и с удовольствием – активно растаптывали свою и коллективную репутацию, занимаясь самокастрацией и превращаясь в пропагандистов откровенной политологической попсы".
Оставим на совести г-на Ремчукова и его рассуждения о "провокации Саакашвили", о том, что "Саакашвили решил сделать Главному Буржуину бесценный подарок – создать прецедент для последующей легитимизации растаскивания России по частям". Оставим и уверенность автора в том, что "Запад не будет испытывать дискомфорта, если Россия будет дробиться". Эти заявления лишь подтверждают очевидное – миазмами шовинизма отравлены почти все, мало у кого сработал иммунитет к тотальной государственной лжи.
Но при всем этом отдадим должное автору за поставленную им проблему. Признание независимости Абхазии и Южной Осетии российским руководством – это действительно распечатанный ящик Пандоры. Вполне вероятно, что "как только элита столкнется с бюджетным напряжением (а точнее, с широкомасштабным кризисом в стране. – И.П.), она перестанет быть лояльной". Следовательно, автономные образования на территории самой России тоже захотят независимости.
Сколько было пафосных рассуждений о суверенной демократии, о неприкосновенности границ, о целостности российского пространства и о единстве российской государственности! И вот, пожалуйста, те же люди, которые именуют себя государственниками, заложили бомбу, которая неизбежно взорвется и так же неизбежно приведет к новому распаду, теперь уже самой России. Вот тебе и патриотизм.
Константин Ремчуков правильно почувствовал и обозначил будущую опасность. Но что он предлагает для того, чтобы не допустить подобного развития событий? "Мне кажется, – пишет он, – что без принятия всенародным референдумом новой Конституции, превращающей Россию в унитарное государство, в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе единство страны будет сохранить очень трудно".
Таким образом, предлагается в масштабах России воссоздать Советский Союз, который по сути и являлся унитарным государством. То есть ничего нового. С момента возникновения СССР его единство обеспечивала наднациональная великодержавная система власти. В 1922-1923 годах Сталин одновременно проводил партийно-государственную реформу по созданию властной вертикали (в виде иерархии партийных комитетов с назначенными секретарями) и учреждал Советский Союз. Когда в августе 1991-го рассыпалась вертикаль – распался и СССР.
Сегодня в России вертикаль уже воссоздана. И вполне соответствует действительности вывод г-на Ремчукова о том, что "де-факто последние годы наша страна жила по принципам унитарного государства в вопросах распределения бюджета и кадровой политики".
Иосиф Виссарионович был скромнее. В его Конституции нет ни слова об унитарном государстве. Не было ничего подобного и в Конституции 1977 года. Речь всегда шла о федеративном характере советского государственного устройства и даже о праве союзных республик на самоопределение, хотя было понятно, что это псевдофедерализм и выйти из состава СССР невозможно.
Предлагая устроить всенародный референдум по принятию новой Конституции, которая превратит Россию в унитарное государство, Константин Ремчуков идет дальше Сталина. Более того, он считает возможным реализовать это "при том ресурсе всех типов власти, что имеются в распоряжении Кремля, и том патриотическом подъеме, что царит в умах сограждан". Слишком уж заманчиво выглядит перспектива, при которой, говоря словами Сталина, "все стянуто в единое", многим хочется повторения того, чтобы "государство наше стало колоссальным, экономически и политически тесно связанным", потому что "это как раз то, что может пугать и держать в страхе врага" (из выступления 7 ноября 1937 года на праздничном обеде у Климента Ворошилова).
Что из этого следует? Да то, что не только никаких уроков не извлечено из советской истории, но она даже не понята в таких принципиальных вопросах, как создание СССР и его судьба. Унитарное государство в России означает не что иное, как наднациональную систему власти, подчинение всех автономных образований прямому управлению из Москвы и тотальное закрепощение подданных. И насилие по отношению к тем, кто захочет независимости.
Статьи по теме
Неподдержанная держава
Признание Абхазии и Южной Осетии не стало сильным шагом Москвы, но продемонстрировало ее слабости. Одно дело считать, что тебя поддерживает весь мир, а совсем другое – столкнуться с нежеланием даже самых близких союзников соглашаться с твоими решениями.
Трубный лепет оправданья
Еще недавно казалось, что эта замшелая лексика пригодна лишь для пародии на советский агитпроп. А теперь не удивлюсь, если вдруг выйдет на эстраду куплетист Велюров и запоет про поджигателей войны и самую миролюбивую из держав.
Безвыводная ситуация
Саммит Евросоюза, посвященный событиям в Грузии и отношениям с Россией, строгих мер по отношению к Москве не принял, ограничившись тем, что отложил до полного вывода российских войск из Грузии начало переговоров по новому соглашению о сотрудничестве между ЕС и Россией.
Ах, война, что ты сделала, подлая
Ничего, кроткие грузины научатся нас ненавидеть. И когда-нибудь пролитые из-за нас слезы угнетенных народов превратятся в наш локальный Потоп, и мы утонем в них. Эта подлая война обязывает каждого порядочного россиянина стать в пятую колонну. Сегодня мы все грузины, в ком еще не умерла совесть.
Признание в нелюбви
Признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии воспринято в Европе и Америке как вызов мировому правопорядку. Отношения между Россией и Западом резко обострились. Можно ли считать, что мир вернулся в эпоху холодной войны? Говорят Георгий Сатаров, Александр Коновалов, Станислав Белковский и Дмитрий Орешкин.