МИД РФ: Российские офицеры смогут контролировать объекты ПРО в Польше и Чехии
США предлагают России новые меры доверия в отношении размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. В частности, российским офицерам разрешат не только присутствовать непосредственно на объектах ПРО, но и блокировать работу радара, если он будет направлен в сторону России, а также следить за тем, чтобы ракеты-перехватчики не загружались в шахты. Эти и другие предложения будут обсуждаться в Москве 17-18 марта во время российско-американской встречи в формате два на два, сообщил в четверг корреспонденту РИА "Новости" высокопоставленный источник в МИД РФ.
Дипломат подчеркнул, что предложения скорее всего будут приняты, поскольку идут в русле аналогичных инициатив Москвы. В МИД России считают, что эти меры дают возможность отслеживать "в данный конкретный момент, не несет ли прямой угрозы России" то или иное действие на объектах ПРО в Польше и Чехии.
В повестке дня встречи также обсуждение вопросов, связанных с СНВ-1 и ДОВСЕ. На смену первому договору, по словам представителя МИД РФ, "должно прийти нечто, что будет юридически обязывающим (документом) и что будет воплощать в себе договоренности по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений и сохранять меры контроля над ними". Позиция же американской стороны, утверждает дипломат, заключается в стремлении "снять с себя любые обязательства по сокращению, а также какие-либо ограничения по СНВ". США хотят "иметь полную свободу действий на стратегические носители в неядерном оснащении, в то время как распознать их радарами невозможно", сказал собеседник агентства. Москва же попытается "не допустить, чтобы уникальный механизм СНВ-1 прекратил свое существование", иначе это обернется "в чистом виде гонкой вооружений".
Комментируя ситуацию по ДОВСЕ, дипломат сказал: "Были разговоры, в ходе которых США проявили готовность пойти навстречу принципиальной позиции России и снять искусственную, абсурдную увязку ратификации адаптированного ДОВСЕ с так называемыми стамбульскими обязательствами по Молдавии и Грузии. Потом они отыграли это назад".
Встреча в Москве пройдет на уровне руководителей МИД и военных ведомств.
Комментарий
Итак, американцы везут в Москву конкретный ответ на требование (абсолютно обоснованное, заметим) гарантировать безопасность России в случае размещения ПРО США в Восточной Европе. В изложении дипломата (или РИА "Новости") пока не совсем понятно, каким таким образом российские офицеры в Польше будут не допускать ракеты-перехватчики на стартовые позиции, а в Чехии – блокировать разворот радара в сторону России. Но важен принцип. Если за всеми этими словами стоит действительный контроль за работой объектов ПРО, да еще и механизм блокирования решений по боевому использованию предусмотрен, то на данном этапе уже есть о чем говорить.
Правда, жизнь показывает, что стороны медленно переходят от предложений за круглым столом к их практическому осуществлению. А то и вовсе ограничиваются теорией. Достаточно вспомнить, в какой дым развеялись планы развертывания совместной СПРН, работающей в масштабе реального времени. Ни американцы не допустили россиян к базам своей спутниковой системы, ни россияне не дали заглянуть американцам в "недра" своей радиолокационной сети. Напомню, что решения о едином центре принимались на саммитах 1998 и 2000 годов. Последующие отношения Москвы и Вашингтона, внешне расцвеченные улыбками, на деле дрейфовали в сторону взаимной неприязни. И нынче наши страны дружат в режиме противостояния. Трудно себе представить, что Москва и впрямь примет предложения Вашингтона и тема американской ПРО в Польше и Чехии перестанет в российских СМИ звучать набатом. Слишком уж велико духоподъемное, объединяющее нацию значение "нависшей угрозы", чтобы променять ее на реальную безопасность.
А угроза безусловно есть. При взаимной настороженности, характерной для российско-американских отношений, стороны могут обойтись с СНВ-1 самым безответственным образом. Между тем это единственный договор, который пока дает правовую базу для настоящего, а не показного союзничества. Это действующая система взаимоконтроля – 16 типов инспекций, 150 типов уведомлений, единый понятийный аппарат для решения технических и организационных вопросов. Прежде всего для действующего Договора о СНП, который без СНВ-1 неминуемо обездвижится.
В декабре 2009 года срок Договора СНВ-1 истекает. А новости из близких к переговорам источников неутешительны. Не будет найден общий язык - и базовые соглашения по ядерному сдерживанию могут уйти в историю. Что для России обернется куда драматичнее, чем для США. К забегу даже на короткую дистанцию в гонке вооружений Россия категорически не готова.
Владимир Темный