Алжир возвращает России 15 "МиГов"
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, "Рособоронэкспорт", корпорация МиГ и ВВС Алжира подписали официальное соглашение о возврате в Россию "МиГов", поставленных в 2006-2007 годах. Как пишет в понедельник "Коммерсант", самолеты будут возвращены в течение ближайших месяцев. Правда, как утверждает источник в "Объединенной авиастроительной корпорации", пока речь не идет о полном расторжении контракта. По его словам, Алжиру взамен предложены более современные МиГ-29М2 или МиГ-35 либо неавиационная техника.
Контракт на поставку 28 одноместных МиГ-29СМТ и шести двухместных истребителей МиГ-29УБ "Рособоронэкспорт" подписал в марте 2006 года, в ходе визита в Алжир президента Путина. Контракт был заключен в рамках пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству с Алжиром на общую сумму около 8 миллиардов долларов.
Поставки самолетов должны были осуществляться с марта 2007 по февраль 2008 года. Но с мая 2007 года Алжир прекратил приемку машин, потребовав возврата первых 15 "МиГов" в Россию. Алжир указывал на наличие бывших в употреблении или низкого качества отдельных узлов и деталей в составе самолетов. В августе президент Алжира направил соответствующее письмо Владимиру Путину.
Российская сторона настаивала на необоснованности замечаний. "Корпуса самолетов были произведены в 1990-е годы, но это было обговорено в контракте, а вся начинка, все оборудование было новым", - утверждает источник в корпорации МиГ. Эксперты связывают претензии с ситуацией в самом Алжире, а также с активизацией Франции, продвигающей в этот регион свои истребители Rafale.
Как отмечает издание, в последнее время сотрудничество России и Алжира осложнилось не только в военно-технической сфере. В августе 2007 года министерство энергетики Алжира заявило о прекращении действия меморандума о взаимопонимании между "Газпромом" и алжирской компанией Sonatrach. После этого были утрачены юридические основы для сотрудничества в добыче углеводородов и производстве сжиженного газа в Алжире.
Комментарий
Отказ от российских самолетов, чья усталость металла гарантирует им окончательное приземление в течении ближайших пяти-семи лет, воспринимается просто как разумное решение покупателя, углядевшего в товаре изъян. И ничего личного, никакой политики. Хотя, понятно, не обошлось без естественного давления друга Саркози.
Российская сторона без обычного в таких случаях торга быстро признала, мягко говоря, некоторую неликвидность поставленного вооружения, тут же, впрочем, предложив другой товар с того же прилавка. Было бы странно, согласись алжирцы с таким обменом. Это, пожалуй, только у Индии хватает терпения ждать чудесного превращения "Горшкова " в "Викрамадитью". Хотя даже у этого нашего хрестоматийного партнера терпение кончается. Дели, являясь главным поставщиком валюты в казну "Рособоронэкпорта" (ныне "Ростехнологий"), уже отказался от российских противолодочных самолетов, и подписал ряд контрактов с США, Израилем и все той же Францией. Другой наш фундаментальный партнер, Китай, хорошо обучаем и в ближайшие годы сам будет клепать то, что пока вынужден прикупать.
Спад российского экспорта вооружений и военной техники специалисты предсказывали давно. Однако эта тема так же непопулярна в официальных СМИ, как, допустим, обсуждение вопроса "Что будет с экономикой России после падения цен на нефть?". Наоборот, предписано неустанно гордиться разбухающим портфелем заказов "Рособоронэкспорта" как показателем оздоровления экономики и роста ее глобальной конкурентоспособности.
А что на деле? В стране, где производственные мощности изношены на 50-70%, а план по валу выполняется в основном за счет остатков советского ВПК, где средний возраст работников оборонки от 40 до 50 лет, где даже в НИИ, обеспеченных военным госзаказом, острая нехватка специалистов, - в такой стране проблемы с качеством продукта нарастают. Но если у зарубежного покупателя есть возможность завернуть назад брак, пусть он хоть трижды будет освящен честным словом российского президента, то у родного Минобороны нет никакой возможности откреститься от лежалых ракет, танков и самолетов. Вот и "алжирскую" эскадрилью, судя по всему, уже велено принимать отечественному главкомату ВВС. И примут, куда денутся. Не к Саркози же за помощью обращаться.
Владимир Темный
Дословно
Константин Макиенко
Российский прорыв в Алжир в 2006 году спровоцировал мощнейшее противодействие Франции, особенно усилившееся после прихода к власти президента Саркози.
"Коммерсант", 18.02.2008