Сева в оборот
Когда на лентах информационных агентств появились первые сообщения о задержании владельца "Арбат Престижа" Владимира Некрасова, мало кто мог предположить, что главной мишенью российских правоохранительных органов является вовсе не он, а некий никому не известный бизнесмен Сергей Шнайдер, при ближайшем рассмотрении оказавшийся не кем иным, как Семеном Могилевичем (он же Дон Банкир, он же Сева).
Человек, безуспешно разыскиваемый правоохранительными органами нескольких стран мира, неоднократно менявший паспорта, гражданства и фамилии и считающийся одним из самых влиятельных – нет, не криминальных авторитетов, а газотрейдеров – постсоветского пространства, оказался там, где ему и следовало находиться, – в российской столице. Собственно, это уже давно секрет Полишинеля. Удивительно не то, что российские правоохранительные органы нашли Могилевича, – вряд ли для этого нужны были значительные усилия. Удивительно, что его решились задержать.
Объяснения этому событию, конечно же, скорее будут найдены не журналистом, а автором бульварных детективов. Потому что только он сможет написать, что Семен Могилевич является главным посредником в продаже центральноазиатского газа Украине, что он оказывает решающее влияние на одну из ведущих украинских телевизионных империй, что он заставил представителей "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" подписать в принадлежащей ему гостинице знаменитое соглашение, сделавшее фирму "РосУкрЭнерго" монополистом в поставках газа в одну из самых энергопотребляющих стран Европы. Только автор бульварных детективов может назвать Семена Могилевича одной из самых влиятельных фигур в энергетическом бизнесе и постсоветской политике. Только автор бульварных детективов посоветует вам усомниться в списке лощеных российских миллиардеров, появляющемся на страницах бессмысленного "Форбса", и поинтересоваться миллиардами господина Могилевича - нет, господина Шнайдера - нет, Севы - и еще многих безвестных героев борьбы за настоящие деньги. А для журналиста-то нет никакого Могилевича! Журналисту положено "Арбат Престижем" интересоваться.
И только тот, у кого аллергия на парфюмы, но спокойная реакция на газ, вынужден будет предположить, что арест господина Могилевича связан отнюдь не с духами. Но, опять-таки, предположения – это для автора детективов. Ему легко объяснить читателю, что Могилевича мог "заказать" его давний партнер по бизнесу, не менее загадочный, но хотя бы немного более публичный Дмитрий Фирташ, стремящийся к единоличному контролю над газовой, телевизионной и политической империей Могилевича. Он может предположить, что это и не Фирташ вовсе, а российская власть, которая в русле предложений председателя совета директоров "Газпрома" Д.А. Медведева о возможном изменении схемы газовых поставок на Украину с переходом к прямым поставкам вот так вот по-простому меняет этого самого посредника аккурат перед приездами в российскую столицу президента и премьер-министра Украины.
Автор детективов может решить, что дело даже и не в предложениях Д.А. Медведева, а в нем самом и в его выдвижении на пост президента России. И что недовольные этим выдвижением отдельные несознательные представители российских силовых структур продолжают свою кампанию намеков и арестов. С одной стороны, конечно, какой-то там Шнайдер – не генерал Бульбов и заместитель министра Сторчак. С другой стороны, Семен Могилевич знает о "Газпроме" столько, сколько никогда не узнают ни Бульбов, ни Сторчак. И этим может быть очень интересен.
Но журналист и автор детективов сойдутся в одном: период "больших посадок" в России, который неминуемо приведет к краху столь тщательно создаваемой и оберегаемой вертикали власти и кланового примирения, только начинается. И от пристального внимания правоохранительных органов стремительно избавляющейся от всяких преступных элементов страны не защитят ни аромат духов, ни запах газа, ни то скромное обаяние большой власти и больших денег, которое обманчиво кажется наилучшим щитом.
Справка
Семен Могилевич
Семен Юдкович Могилевич родился 30 июня 1946 года в Киеве. Мать работала врачом, отец - директором крупного полиграфического предприятия.
Окончил экономический факультет Львовского университета. Имел там клички Башковитый Сева и Брэйни Дон. Позже был известен как Сева, Сеня, Шимон, Головатый Папа, Дон Банкир, Дон Симеон, Человек с семью лицами. Неоднократно менял фамилии.
В 1973 году был осужден на три года за валютные операции. В 1977 году вновь был осужден на 4 года за мошенничество. Был связан с люберецкой группировкой, позднее возглавлял солнцевскую ОПГ.
После тюрьмы работал главным художником, главным инженером, главным технологом, начальником цеха.
В 1989 году женился на венгерской гражданке. В 90-е годы жил и занимался бизнесом в Венгрии, имеет гражданство этой страны. Является также гражданином России, Украины и Израиля.
По данным западных СМИ, Могилевич активно занимался криминальным бизнесом: торговал оружием, наркотиками и проститутками из Восточной Европы. Пресса оценивала его состояние в суммы от 100 миллионов долларов до 12 миллиардов.
В США он обвиняется в махинациях с акциями компании YBM Magnex International на сумму 150 миллионов долларов.
Могилевич является одним из главных фигурантов по делу об отмывании денег через Bank of New York.
В середине 1990-х приобрел долю в "Инкомбанке".
Неоднократно женат, имеет четверых детей.
По материалам сайта "Антикомпромат", "МК", "Коммерсанта", "Новой газеты"
Справка
Газ, Фирташ и Могилевич
Арестованный в Москве международный криминальный авторитет Семен Могилевич имеет давние бизнес-интересы в сфере энергоресурсов.
В прессе сообщалось о его связи с компаниями-посредниками Eural Trans Gas и Rusukrenergo (эксклюзивный посредник при поставках газа на Украину). Минюст США проводил специальное расследование роли Могилевича в поставках газа на Украину.
50 процентов Rusukrenergo принадлежат компании Centragas Holding, владельцем которой является скандально известный украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ.
По некоторым данным, Фирташ возглавлял ряд предприятий, связанных с Могилевичем. Сам Фирташ заявлял, что знаком с Могилевичем, но отрицал, что является его бизнес-партнером. По словам Фирташа, недоразумение случилось из-за того, что в свое время он купил две иностранных компании, в которых были учредителями жены Могилевича и его партнера Игоря Фишермана, также разыскиваемого ФБР.
Фирташу 42 года, он родом из села Богдановка Черновицкой области. Окончил Донецкий железнодорожный техникум. Служил в армии, в конце 80-х занялся бизнесом. Как рассказывал сам Фирташ в интервью "Ведомостям", в первой крупной сделке - обмене 4000 тонн украинского сухого молока на партию узбекского хлопка и продаже его в Гонконге - его доля составила 50 тысяч долларов "чистыми".
Поставками газа занимается с середины 90-х годов. По данным СМИ, Фирташу принадлежат ряд промышленных и нефтегазовых компаний, а также средства массовой информации в России, на Украине, в Венгрии и Австрии. В 2007 году польский журнал Wprost оценил его состояние в 3,4 миллиарда долларов.
На часть активов Фирташа претендовала его бывшая жена Мария, с которой он развелся в 2005 году.